В настоящее время в России происходят экономические, социальные и политические преобразования, оказывающие влияние как на сферы общественной жизни, так и на право. Осознание смысла происходящих процессов возможно, в том числе, на основе исторического опыта государства, а также на основе позиций разных ученых.
Что касается конкретно избирательной системы России, то ее развитие обусловлено, прежде всего, статье 1 Конституции РФ, согласно которой Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Данное положение позволяет всем россиянам участвовать в осуществлении власти через государственные органы и органы местного самоуправления, состав которых, формируется, в основном, посредством проведения выборов.
Именно согласно п. 3 ст. 3 Конституции РФ свободные выборы – это высшим непосредственный институт для выражения власти народа.
В связи с этим, выборы являются неотделимой частью избирательной системы, так как выборы, являясь основным способом осуществления власти народом, призваны обеспечивать действие всех общественных, правовых и политических институтов.
Несомненно, что выборы – это одна из форм политического участия, которая призвана обеспечивать активность политической жизни и способствовать разрешению многих актуальных вопросов, возникающих в обществе.
Также, выборы структурируют общество с политической позиции, способствуют становлению или развитию партийное системы; обозначают лидеров в политической среде, выступают в качестве наиболее средства законности и проявлению политических свобод.
Верховенство права и закона и полновластие обеспечивается именно путем реализации гражданами своего права избирать и быть избранными.
Вышеизложенное обосновывает актуальность данной темы.
Цель исследования - комплексное изучение избирательной системы Российской Федерации и постановка имеющихся в этой системе проблем.
К числу задач, необходимых для достижения вышеуказанной цели относятся:
- раскрытие принципов избирательной системы России;
- раскрытие понятие и видов избирательной системы России;
- изучение гарантий реализации избирательных прав граждан;
- анализ проблем избирательного законодательства России и выявление возможных путей их решения.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе избирательного процесса.
Предмет исследования – конституционные нормы права, нормативно-правовые нормы, связанные с избирательным правом, являющейся подотраслью конституционного права, а также труды ученых-юристов.
Теоретической основой исследования являются труды ученых-юристов С.А. Авакьяна, Ю.А. Дмитриева, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, А.Н. Кокотова, В.О. Лучина, М.В. Баглая и др.
Правовой основой являются Конституция РФ, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также законодательство, регулирующее проведение различного уровня выборов (Президента, депутатов Государственной Думы).
В процессе проведения исследования были использованы общенаучные и специальные методы науки, такие как методы описания, сравнительно-правовой, системно-структурный, метод технико-юридического анализа, а также применялись общелогические методы.
Структура реферата представлена в виде двух глав, в каждой из которых два раздела.
- Сущность избирательной системы России
1.1 Принципы избирательной системы России
Если рассматривать избирательное право в объективном смысле, то под ним понимается подотрасль конституционного права – это совокупность правовых норм, закрепляющие порядок организации непосредственного проведения выборов, а также избирательную деятельность всех лиц, участвующих в избирательном процессе, в том числе при проведении выборов в органы публичной власти[1].
Принцип народовластия, действовавший в настоящее время в большинстве иностранных государств, а также и в России означает то, что в целях реализации такого принципа формируются выборные органы власти, а также их должностные лица.
Народовластие является одним из основных принципов демократии, реализующийся посредством проведения открытых и справедливых выборов, базирующихся на принципах равного избирательного права, тайности голосования, периодичности их проведения.
Несмотря на безусловную актуальность темы избирательного права в настоящее время, в науке недостаточно изучены вопросы, связанные с реализацией вышеуказанных принципов.
В науке принципы избирательного права классифицируются на:
1) принципы, характеризующие непосредственное участие граждан в выборах (а именно всеобщность, равенство, тайна голосования, добровольность и свобода);
2) принципы, отражающие порядок проведения выборов (обязательность, периодичность, открытость, альтернативность, состязательность)[2].
Данное разделение связано с тем, что у данных принципов различная целевая направленность и разный предмет правового регулирования.
Принципы, относящиеся к первой группе, имеют максимально важное и основополагающее значение, которые напрямую связаны с реализацией гражданами своих конституционных избирательных прав.
Так, принцип всеобщего избирательного права закрепляет право каждого гражданина, достигшего совершеннолетия, реализовывать свое право на участие в большинстве избирательных процессов, начиная от выдвижения кандидатов и участия в предвыборной агитации и, заканчивая правом выступать самому в качестве кандидата (быть избранным), но после достижения возраста, предусмотренным избирательным законодательством (например, право на участие в президентских выборах имеют граждане, достигшее 35-летнего возраста).
Таким образом, принцип всеобщего избирательного права заключается в возможности реализации активного и пассивного права (права избирать и быть избранным) в порядке, установленным избирательным законодательством.
Принцип равного избирательного права гарантирует для всех граждан участие в выборах на одних и тех же основаниях и включает в себя следующее:
- право на один голос в рамках проведения одних выборов;
- равнозначность каждого голоса (по количеству избирателей формируются и избирательные округа)[3].
Под принципом тайного голосования понимается процедура подачи голосов, исключающую контроль за волеизъявлением избирателей, при этом гарантируя полную свободу волеизъявления гражданина.