Введение
§ 1. Понятие сиротства в отечественной социологии
§ 2. Основные направления исследований сиротства в отечественной социологии
Заключение
Список используемых источников литературы
Курсовая работа|Социология
Авторство: gotovoe
Год: 2023 | Страниц: 27
Введение
§ 1. Понятие сиротства в отечественной социологии
§ 2. Основные направления исследований сиротства в отечественной социологии
Заключение
Список используемых источников литературы
Актуальность. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей, — это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать — одна из сильнейших потребностей ребенка.
Понятие «социальные сироты» было введено в научный оборот в 1992 году и впервые упоминается во вступлении, открывающем сборник «Проблемы семьи и детства в современной России», где говорится: «...Обострены проблемы жизнедеятельности детей-сирот. Научные исследования, касающиеся жизни детей социальных сирот и вопросов их адаптации и социализации, долгое время проводились в рамках медицины, психологии и педагогики, в то время как социальные аспекты проблемы анализировались недостаточно.
Такие понятия как социальная помощь и защита, адаптация и социализация, интеграция, толерантность, социальная дистанция, социальная идентичность входят в тезаурус мировой науки и начинают разрабатываться отечественными авторами, в контексте рассматриваемой проблемы. Социальное сиротство как феномен родительской безответственности должно изучаться и в области социологии детства, исследующей специфические процессы в социуме в отношении детства. Предметом изучения социологии детства являются специфические роли «ребенок» и «взрослый», социальные нормы и предписания, процессы взаимодействия общества и детства, государственная политика в интересах детей.
Актуальность изучения истории. Ежегодно в России без попечения родителей остаются более 50 тыс. детей. В настоящее время их численность составляет около 330 тыс., в том числе более 160 тыс. воспитываются в интернатных учреждениях. Свыше 170 тыс. детей находятся под опекой и попечительством граждан. 90% этих детей являются «социальными сиротами», имеют живых родителей. Что же касается понятия «социальное сиротство», то впервые оно встречается в монографиях Е.М. Рыбинского «Детство России: реальности и проблемы и «Сиротливое детство России. Что делать?»
Степень научной разработанности. Проблема социального сиротства в современной отечественной науке пока не изучена в институциональном аспекте, работы ряда ученых (В. Мухина «Социальное сиротство как явление современного российского общества», Е. Ярская-Смирнова «Брошенные дети: проблемы профилактики раннего социального сиротства» и др) анализируют причины сиротства, изучают данное явление в исторических, экономических, правовых, психологических, педагогических и других аспектах, но пока нет работ, предлагающих пути выхода из сложившейся в России ситуации с социальным сиротством.
Цель – проанализировать историю исследования сиротства в отечественной социологии
Задачи:
Объект – история исследований сиротства в отечественной социологии
Предмет – основные направления исследований
Социальный аспект приобретает особое значение в период социально-экономической и политической нестабильности общества. Исследователи данной проблемы (О.А. Дорожкина, Н.М. Иовчук, Л.И. Маленкова, Е.М. Рыбинский и др.) отмечают, что в последние годы наблюдается утрата прежних идеалов при отсутствии новых; стремление к обогащению при потере интереса к приобретению специальности; поляризация общества; безнаказанность воровства, спекуляции, взяточничества, коррупции.
Неблагоприятную роль в становлении личности ребенка играют и способы информации с пропагандой беспощадности и насилия. Вышеназванные явления отражаются на семье. Невысокий умственный и образованный уровень членов семьи, примитивность их запросов, бездуховность, трудовая незанятость родителей, или, напротив, их излишняя занятость, пьянство, наркомания, нарушения закона, приобретенные психологические болезни в семье, искаженные методы воспитания (заброшенность, запущенность малыша, гиперопека, суровое, излишне требовательное отношение родителей или, напротив, излишняя опека, заласкивание, вседозволенность - все это разрешает устроить вывод об упадке семьи, итогом которого считается отторжение ребенка от родителей и семьи, общественное сиротство.
Существует несколько подходов в современных исследованиях, определяющих сущность социального сиротства:
- социально-экономический (В.Г. Бочарова, М.Н. Лазутова);
- социально-правовой (В.И. Брутман, С.Н. Ениколопов, Л.В. Кузнецова, A.M. Нечаева, Е.М. Рыбинский, Л.И. Смагина и др.);
- психолого-педагогический (Л.В. Байбородова, А.А. Виноградова, Н.П. Иванова, Е.И. Казакова, И.А. Невский, В.А. Поварницына, А.А. Северный, Л.И. Шипицына, Т.Н. Шульга, И.А. Фурманов и др.).
Понятие «социальное сиротство» впервые было использовано на Всероссийской читательской конференции в 1987 году А.А. Лихановым, который назвал при этом цифру 400 тысяч детей-сирот в России, 95 % из которых - сироты при живых родителях (социальные сироты). Количество детей, нуждающихся в государственной поддержке, ежегодно увеличивается. Если в 1997 году по стране было выявлено 105 534 ребенка, отнесенные к этой категории, то этот же показатель в 1998 году составил 110 930 детей, что на 5 396 детей больше, а в 1999 - 113 913 [2, с.46].
По мнению большинства исследователей, наша страна переживает третью «волну» сиротства, которая берет начало с конца 80-х - начала 90-х гг. Она вызвана изменением социально-экономической и политической жизни в России, которое повлекло за собой значительное увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей.
К началу XXI века, по различным официальным источникам, количество социальных сирот приблизилось к одному миллиону. Одни специалисты, характеризуя данную категорию детей, в основном, имеют в виду лишь тех детей, которые находятся на полном государственном обеспечении в специальных учреждениях для детей-сирот.
Другие трактуют это понятие значительно шире, считая целесообразным включать в понятие «социальное сиротство» всех детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (И.Ф. Дементьева).
Есть и третья точка зрения, представители которой, не сужая и не расширяя это понятие, характеризуют современный феномен социального сиротства не как единичное или групповое, а как массовое социальное и педагогическое аномальное явление, охватившее целый слой детей, оторванных от родителей, семьи и официально (полностью или частично) лишенных родительского попечения при живых родителях (О.А. Дорожкина).
«Социальное сиротство» - понятие многоплановое, включающее, как минимум, следующие категории детей:
отказные дети;
дети-подкидыши;
дети, чьи родители находятся продолжительное время в местах лишения свободы или неизлечимо больны;
дети, родители которых безвестно отсутствуют.
При конкретных различиях и особенностях социальных сирот всех выделенных категорий их сводит то, собственно что эти дети при живых родителях официально лишены родной семьи, обычного домашнего вида жизни. Применительно к ним в РФ в правовом нюансе употребляется термин «дети, не имеющие родительского попечения».
Обратимся дальше к исследованию сиротства с позиции социокультурного подхода. Его суть (М.М. Бахтин, А.М. Цирульников) заключается в попытке рассмотрения общества с позиции целостности культуры и социальности, образуемого и преобразуемого человеческой работой. Проблема сиротства рассматривается как последствие культурно-коммуникативного инцидента между родителями, родственниками и детьми; как итог разрушения классических схем и технологий общественного контроля общества в целом за организацией домашней жизни индивидов. То есть сиротство выступает формой проявления нарушения связей между кровными родственниками и ребятами, между семьей как маленькой общественной группой и социумом как мегасистемой, между разными социальными подсистемами.
Астоянц М.С. Социальное сиротство: условия, механизмы и динамика эксклюзии (социокультурная интерпретация): диссертация на соискание …доктора социолог. наук. Ростов-на-Дону, 2007.
Бабаева А.В., Пастушенко П. Социальное сиротство как объект социогуманитарного анализа // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 3
Бабушкин А. В. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Сб. нормативных актов, судебной и правовой практики / А. В. Бабушкин. - М., 2002. - 126 с.
Васильев А. Ю. Социальное сиротство как явление современного российского общества: Автореф. канд. дис. / А. Ю. Васильев. - Уфа, 2007. – 28 с.
ВЕСТНИК Мордовского университета, 2012 | 1. – 32 с
Всего 19 источников
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!