ВВЕДЕНИЕ
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
1. Правовые основы защиты информации в РФ
2. Конституционно-правовые основы обеспечения информационной безопасности в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация играет важнейшую роль в современном обществе, и ее защита имеет большое значение для обеспечения национальной безопасности, защиты частных интересов и обеспечения стабильного функционирования организаций. В Российской Федерации правовые основы защиты информации тщательно регулируются, и они формируют сложную систему норм и стандартов, направленных на обеспечение конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Информационная безопасность является важнейшим аспектом современного мира, особенно в эпоху цифровой революции, где информация стала ключевым ресурсом. Российская Федерация придает большое значение обеспечению информационной безопасности, и этот процесс опирается на конституционно-правовые основы.
Основным документом в РФ, устанавливающим требование по защите персональных данных (ПД), является Конституция. На ней строится вся система защиты информации, относящейся к персональной, и обеспечивается законодательное регулирование этого вопроса.
В настоящее время актуальной является задача проведения анализа и разработки предложений (при необходимости) по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина. Анализ вопросов обеспечения защищенности прав и свобод человека и гражданина в области получения и использования информации составляют цель исследования.
Практическая значимость состоит в том, что знание Положений о правах и законных интересах человека и гражданина составляют конституционную основу обеспечения информационной безопасности.
Целью данной работы является изучение Конституции Российской Федерации как правовой основа защиты информации.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
1. Правовые основы защиты информации в РФ
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации[1].
Очевидно, что ценность информации (реальная или потенциальная) определяется в первую очередь приносимой пользой. В этих условиях защите информации от неправомерного овладения ею отводится весьма значительное место. При этом целями защиты информации являются: предотвращение разглашения, утечки и несанкционированного доступа к охраняемым сведениям; предотвращение противоправных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы; обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности; защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах; сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствие с законодательством; обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологии и средств их обеспечения[2].
Нормативно-правовые акты, направленные на защиту информации условно можно разделить на уровневую структуру[3]:
Первый уровень составляет конституционное законодательство.
Второй уровень составляют общие законы и кодексы, которые включают нормы по вопросам информационной безопасности.
На третьем уровне находятся законы по организации управления, которые касаются отдельных структур, эти законы обеспечивают реализацию отдельных норм по правовой защите информации и должны устанавливать функционал конкретного органа исполнительной власти.
Четвертый уровень характеризует специальные законы, которые в полном объеме относятся к конкретным отраслям.
Пятый уровень - это законодательство субъектов РФ в сфере защиты информации.
На шестом уровне подзаконные нормативно-правовые акты по защите информации.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. 25 дек.; Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2020. – № 1, ст. 1416.
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных"// Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 ст. 3451
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Рос. газ. 28.07.2006
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. утверждена Указом Президента РФ № 646 от 5 декабря 2016 г.) (https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html).
Михайлова Л. С. Конституционно-правовые основы обеспечения информационной безопасности в России // Информационная безопасность регионов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovye-osnovy-obespecheniya-informatsionnoy-bezopasnosti-v-rossii
Правовые аспекты информационной безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ropkip.ru/content/uploads/20220124/1643038889_b22536ec7fdaa3acdd9536d07dec761e.pdf
Туаева М.Т. Правовые основы информационной безопасности: учебное пособие . – Владикавказ. – 2021. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vtet.ru/images/uploads/%D0%B8%D0%BD%D1%84_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C.pdf