Реферат|Литература

Методика изучения народной сказки в начальной школе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 21

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения народной сказки на уроках в начальной школе

11. Сказка и её жанровые признаки

1.2. Методика работы над сказкой в начальной школе

1.3. Народные сказки в современных хрестоматиях по литературному чтению и организация работы над жанровыми особенностями сказки с учащимися начальных классов

Вывод по главе

Список источников

 

Фольклор – это не что иное, как тонкая, но прочная духовная, нравственная нить, пронизывающая всю нашу историю, быт наших предков. Благодаря фольклору, сегодня мы можем узнать, осмыслить, понять и изучить различные аспекты нашей народной, многогранной культуры.

Особое место среди жанров народного фольклора занимает сказка. Именно в ней нашли отражение типичные черты русского народа. Герои русских народных сказок – люди мужественные, честные, чистые помыслами и внутренне богаты и поэтому обычно выступают носителями «этического идеала русского народа». По мнению выдающегося педагога В.А. Сухомлинского: «Сказка – это то зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»

Действительно, сказка исходит из самой народной души, рассказывает о самом насущном – о любви к родителям, к Отечеству, о трудолюбии, о взаимовыручке, уважении старших и других добродетелях. Именно сказка воспитывает у детей трудолюбие, честность и порядочность, сопереживание и ответственность, уважение к своему ближнему.

С каждой эпохой в литературоведении растёт внимание к народным текстам, их специфике, сюжетам, героям. Важная роль в изучении менталитета того или иного народа отводится сказке. И внимание исследователей обращено уже не только к ее содержанию, а и к самому определению жанра «сказка», его особенностям, историческим основам, классификациям и типологии персонажей. Большой вклад в изучение термина «сказка» внесли такие выдающиеся исследователи как В. Я. Пропп, М. Б. Лaновык, К. С. Aксaков, A. Н. Aфaнaсьев, A. И. Никифоров и др.

Сказки важны для нравственного, эстетического, патриотического и трудового воспитания детей.

За вымыслом в сказке скрываются реальные отношения людей. Чтобы ребёнок всё это понял, учителю необходимо иметь глубокие познания в области литературоведения и осуществлять точный выбор методики работы с народной сказкой. Всё вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.

Объект исследования: фольклорная сказка на уроках литературного чтения.

Предмет исследования: методические условия, обеспечивающие эффективную работу над сказкой в начальной школе.

Цель работы: уточнить методику работы над русской народной сказкой в начальной школе и выделить новые подходы к формированию читательских интересов детей.

Задачи, решающиеся для достижения цели:

1. Проанализировать научно-методическую литературу, уточнить роль сказки в образовании и воспитании.

2. Выделить основные жанровые характеристики сказки.

3. Выделить наиболее эффективные методы и приёмы работы со сказкой.

4. Использовать элементы проектной деятельности на уроках и разработать технологические карты уроков по изучению сказок в начальной школе.

5. Апробировать их на уроках и во внеурочной деятельности.

6. Составить методические рекомендации по организации работы со сказкой.

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения народной сказки на уроках в начальной школе

11. Сказка и её жанровые признаки

Важно отметить, что сказка в истории развития человечества выступает культурным феноменом, определяющим идейную и традиционную связь между поколениями. Она отражает народную культуру, традиции жизнедеятельности, ценностные смыслы, глобальные связи между миром людей и природным миром. Символические образы русских народных сказок являются основой возрождения национальной культуры, восстановления преемственности в передаче этнокультурной информации о своем народе, которая во многом формирует принадлежность к определенной нации.

Термин «сказка» впервые был употреблен еще в 1596 г. в «Грамматике славенской» Зизания Лаврентия[1], а в 1627 г. этот термин использует Памва Берында в своём труде «Лексикон славеноросский и имён толкование»[2]. С этого времени интерес учёных к данному фольклорному жанру и термину «сказка» не угасает.

Сам жанр сказки по своему происхождению уходит в древние времена. Он постепенно выделился из мифа и начал существовать и развиваться самостоятельно. Тем не менее, до сих пор исследователи не пришли к единому мнению происхождения этого жанра. Разные научные школы и их представители находили различные основы, истоки сказки. Например, представители мифологической школы считали основой сказки миф и систему древнего мышления; миграционная школа развивала теорию заимствования, распространение сказочных сюжетов Востока, особенно Индии; представители антропологической школы считали, что сюжеты возникают в народе на определённом этапе развития; последователи ритуально-мифологической школы видели зарождение сказок в древних языческих религиозных ритуалов[3].

Развиваясь, в сказке менялись не только сюжет, герои, мотивы, но и преображались её функции. Первоначально она исполняла ритуально-магическую роль: «.. .сказка была в те далёкие времена в определённой степени связана с мифами, с различными социальными институтами, ритуальными действиями, обрядами и всевозможными суевериями, отмечалась своими жанровыми особенностями, функциональными особенностями и в целом была не такой, как она известна нам сегодня»[4]. Как отмечал Дж. Дж. Фрэзер в своём труде «Золотая ветвь»: «народные сказки являются слепком с мира в том виде, в каком он представал в умах первобытных людей, и не вызывает сомнения, что все представления, какими бы абсурдными они нам ни казались, в своё время были самыми привычными догматами»[5]. Со временем сказка отходит от данной функции и приобретает эстетический, дидактический и развлекательный характер. Человек перестал воспринимать её с точки зрения сакрального или магического влияния слова на природные явления и духов, сказка теряет подобную трактовку.

 

  1. Аксаков, К. С. О различии между сказками и песнями русскими: по поводу одной статьи // Аксаков К. С. Полное собрание сочинений : в 3 т. - Т. 1. - Москва : Тип. Бахметева, 1861. - 632 с.
  2. Аникин, В. П. Русская народная сказка : пособие для учителя / В. П. Аникин. - Москва : Просвещение, 1977
  3. Арзамасцева, И. Н. Детская литература : учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. - 8-е изд. - Москва : Академия, 2012.
  4. Афанасьев, А. Н. Древо жизни : избр. статьи / А. Н. Афанасьев ; подготовка текста и коммент. Ю. М. Медведева ; вступит, статья Б. П. Кирдана. - Москва : Современник, 1982. - 464 с
  5. Березовський, I. П. Українські народні казки про тварин / I. П. Березовський. - Київ : Наукова думка, 1979 – с. 10-11.
  6. Детская литература : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. О. Путилова, А. В. Денисова, И. Л. Днепрова [и др.] ; под общ. ред. Е. О. Путиловой. - 5-е изд. - Москва : Академия, 2015. – с. 24.
  7. Зизаний, Л. Грамматика славенская / Л. Зизаний.-Вильно, 1596
  8. Климанова, Л.Ф., Горецкий, В.Г., Голованова, М.В. и др. Литературное чтение. 1-4 классы. Учебник. — В 2-х частях. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013
  9. Лановик, М. Б. Українська усна народна творчість : підруч. / М. Б. Лановик, З. Б. Лановик. - Київ : Знання-Прес, 2001.
  10. Матвеева, Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. - М.: 2005
  11. Минералова, И. Г. Детская литература : учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений / И. Г. Минералова.- Москва : ВЛАДОС, 2002
  12. Никифоров, А. И. Сказка и сказочник / А. И. Никифоров. - Москва : ОГИ, 2008.
  13. Новиков, В. И. Энциклопедический словарь юного литературоведа / В. И. Новиков. - Москва : Педагогика, 1988. – с. 298.
  14. Памва Берында. Лексикон славеноросский и имен толкование / Берында Памва. - Киев, 1627. - 252 с.
  15. Пропп, В. Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки (собр. трудов В. Я. Проппа) / коммент. Е. М. Мелетинского, А. В. Рафаевой ; составл., науч. ред., текстологический комментарий И. В. Пешкова. -Москва :Лабиринт, 1998
  16. Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Дж. Дж. Фрэзер. - Москва : Политиздат, 1980. – с. 741.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское