Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения народной сказки на уроках в начальной школе
11. Сказка и её жанровые признаки
1.2. Методика работы над сказкой в начальной школе
1.3. Народные сказки в современных хрестоматиях по литературному чтению и организация работы над жанровыми особенностями сказки с учащимися начальных классов
Вывод по главе
Список источников
Фольклор – это не что иное, как тонкая, но прочная духовная, нравственная нить, пронизывающая всю нашу историю, быт наших предков. Благодаря фольклору, сегодня мы можем узнать, осмыслить, понять и изучить различные аспекты нашей народной, многогранной культуры.
Особое место среди жанров народного фольклора занимает сказка. Именно в ней нашли отражение типичные черты русского народа. Герои русских народных сказок – люди мужественные, честные, чистые помыслами и внутренне богаты и поэтому обычно выступают носителями «этического идеала русского народа». По мнению выдающегося педагога В.А. Сухомлинского: «Сказка – это то зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»
Действительно, сказка исходит из самой народной души, рассказывает о самом насущном – о любви к родителям, к Отечеству, о трудолюбии, о взаимовыручке, уважении старших и других добродетелях. Именно сказка воспитывает у детей трудолюбие, честность и порядочность, сопереживание и ответственность, уважение к своему ближнему.
С каждой эпохой в литературоведении растёт внимание к народным текстам, их специфике, сюжетам, героям. Важная роль в изучении менталитета того или иного народа отводится сказке. И внимание исследователей обращено уже не только к ее содержанию, а и к самому определению жанра «сказка», его особенностям, историческим основам, классификациям и типологии персонажей. Большой вклад в изучение термина «сказка» внесли такие выдающиеся исследователи как В. Я. Пропп, М. Б. Лaновык, К. С. Aксaков, A. Н. Aфaнaсьев, A. И. Никифоров и др.
Сказки важны для нравственного, эстетического, патриотического и трудового воспитания детей.
За вымыслом в сказке скрываются реальные отношения людей. Чтобы ребёнок всё это понял, учителю необходимо иметь глубокие познания в области литературоведения и осуществлять точный выбор методики работы с народной сказкой. Всё вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.
Объект исследования: фольклорная сказка на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: методические условия, обеспечивающие эффективную работу над сказкой в начальной школе.
Цель работы: уточнить методику работы над русской народной сказкой в начальной школе и выделить новые подходы к формированию читательских интересов детей.
Задачи, решающиеся для достижения цели:
1. Проанализировать научно-методическую литературу, уточнить роль сказки в образовании и воспитании.
2. Выделить основные жанровые характеристики сказки.
3. Выделить наиболее эффективные методы и приёмы работы со сказкой.
4. Использовать элементы проектной деятельности на уроках и разработать технологические карты уроков по изучению сказок в начальной школе.
5. Апробировать их на уроках и во внеурочной деятельности.
6. Составить методические рекомендации по организации работы со сказкой.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения народной сказки на уроках в начальной школе
11. Сказка и её жанровые признаки
Важно отметить, что сказка в истории развития человечества выступает культурным феноменом, определяющим идейную и традиционную связь между поколениями. Она отражает народную культуру, традиции жизнедеятельности, ценностные смыслы, глобальные связи между миром людей и природным миром. Символические образы русских народных сказок являются основой возрождения национальной культуры, восстановления преемственности в передаче этнокультурной информации о своем народе, которая во многом формирует принадлежность к определенной нации.
Термин «сказка» впервые был употреблен еще в 1596 г. в «Грамматике славенской» Зизания Лаврентия[1], а в 1627 г. этот термин использует Памва Берында в своём труде «Лексикон славеноросский и имён толкование»[2]. С этого времени интерес учёных к данному фольклорному жанру и термину «сказка» не угасает.
Сам жанр сказки по своему происхождению уходит в древние времена. Он постепенно выделился из мифа и начал существовать и развиваться самостоятельно. Тем не менее, до сих пор исследователи не пришли к единому мнению происхождения этого жанра. Разные научные школы и их представители находили различные основы, истоки сказки. Например, представители мифологической школы считали основой сказки миф и систему древнего мышления; миграционная школа развивала теорию заимствования, распространение сказочных сюжетов Востока, особенно Индии; представители антропологической школы считали, что сюжеты возникают в народе на определённом этапе развития; последователи ритуально-мифологической школы видели зарождение сказок в древних языческих религиозных ритуалов[3].
Развиваясь, в сказке менялись не только сюжет, герои, мотивы, но и преображались её функции. Первоначально она исполняла ритуально-магическую роль: «.. .сказка была в те далёкие времена в определённой степени связана с мифами, с различными социальными институтами, ритуальными действиями, обрядами и всевозможными суевериями, отмечалась своими жанровыми особенностями, функциональными особенностями и в целом была не такой, как она известна нам сегодня»[4]. Как отмечал Дж. Дж. Фрэзер в своём труде «Золотая ветвь»: «народные сказки являются слепком с мира в том виде, в каком он представал в умах первобытных людей, и не вызывает сомнения, что все представления, какими бы абсурдными они нам ни казались, в своё время были самыми привычными догматами»[5]. Со временем сказка отходит от данной функции и приобретает эстетический, дидактический и развлекательный характер. Человек перестал воспринимать её с точки зрения сакрального или магического влияния слова на природные явления и духов, сказка теряет подобную трактовку.