Введение
Глава I. Профильная подготовка учащихся старших классов
1.1.Требования к разработке элективным курсам
1.2.Образовательные возможности элективных курсов
1.3.Межпредметная интеграция курсов математики и физики
1.4.Психологические особенности старшего школьного возраста
Вывод по главе I
Глава II. Методические условия реализации элективного курса в старших классах при решении уравнений с параметрами
2.1. Методические особенности элективного курса по физике и принципы его организации
2.2. Программа элективного курса «Методика решения физических задач по разделу «Механика» 10 класс
2.3. Содержание элективного курса и особенности решения уравнений с параметрами
2.3.1. Применение закона Гука
2.3.2. Применение силы трения
2.3.3. Баллистическое движение
Вывод по главе II
Заключение
Список литературы
Стремительное развитие науки и техники, переход к постиндустриальному обществу приводит к возрастанию роли физического образования как важнейшего фактора, определяющего уровень образованности общества в целом. Физическое образование является неотъемлемой частью подготовки современных специалистов во всех областях знаний и производства, что делает необходимым его совершенствование. Физика является лидером естествознания и определяет уровень и стиль научного мышления. Именно физика наиболее полно демонстрирует способность человеческого разума к анализу любого явления, выявлению ее фундаментальных, качественных и количественных закономерностей, которые позволили бы теоретически предсказать характер и результаты ее развития во времени [11]. Физическое образование помогает понять, что человек неотъемлемая часть природы, и который несет ответственность за будущее нашей планеты. Одной из особенностей развития современного общества является широкое проникновение достижений физики в самые различные сферы производственной и интеллектуальной деятельности человека. Физика, являясь одной из основ естествознания и техники, быстро расширяет область своего применения. Профессии миллионов человек связаны с такими отраслями производства, как робототехника, альтернативные источники энергии, микроэлектроника и нанотехнология. Даже такие сферы человеческой деятельности как математика, биология, химия и медицина продолжают изменяться в связи с интенсивным проникновением в нее физики. Научно-техническая революция, возникновение новых технологий предъявляет новые требования к знаниям, технической культуре, общему и прикладному характеру образования. В этих условиях возрастает роль современной школы, которая призвана сформировать физические знания и подготовить учащихся к применению этих знаний в практической деятельности. Из того, как у старшеклассников будет сформированы знания по физике, зависит их дальнейшая жизнь, поэтому проблемой курсовой работы является сложность в составлении основ для их дальнейшей работы [1]. Именно проблема позволила сформировать актуальность курсовой работы, которая состоит в том, чтобы создать программу, которая поможет усвоить знания по физике и расширить их. На основании этого, можно сказать, что цель курсовой работы является:
Разработать элективный курс по физике «Методика решения задач по разделу «Механика», учитывая основные особенности курса и его применения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) Сформулировать требования к элективным курсам.
2) Описать образовательные возможности элективного курса.
3) Показать межпредметную интеграцию математики и физики.
4)Рассмотреть психологические особенности старшего школьного возраста.
5) Описать методические особенности элективного курса
6) Составить программу элективного курса.
7) Решить некоторые задачи из элективного курса по физике.
Объект курсовой работы: элективный курс по физике
Предмет: элективный курс по физике «Методика решения задач по разделу «Механика».
В курсовой работе 2 главы:
1 глава посвящена профильной подготовке учащихся старших классов
2 глава описывает методические особенности элективного курса по физике.
Глава I. Профильная подготовка учащихся старших классов
1.1.Требования к разработке элективным курсам
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [22] определяет основные академические права обучающихся на участие в формировании содержания собственного профессионального образования и обучения по индивидуальному учебному плану. В связи с этим возникает необходимость в методическом и техническом обеспечении данных прав. Система образования должна предоставить соответствующие методы, формы, средства и технологии, способствующие формированию индивидуальных образовательных траекторий студентов высшей школы.
Одним из таких средств являются элективные курсы, расширяющие рамки изучения отдельных тем и разделов дисциплины. Элективность в создании индивидуальных образовательных траекторий обеспечивается не только содержанием дисциплины, но и выбором принципов, методов и средств проектирования, а также формами обучения и педагогическими условиями их реализации (Хохлова).
Элективные курсы – курсы, входящие в состав профиля, способствующие углублению индивидуализации профильного обучения. В информационном письме Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. №14-51-277/13 [16] говорится о том, что «они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов». Т.В. Черникова [26] утверждает, что элективные курсы профильного обучения будут привлекательными для старшеклассников в том случае, если:
- фактический материал будет узнаваемым и связанным с реальностью;
- полученные знания будут носить прагматическую направленность, их можно будет применить в повседневной жизни;
- проблемный материал, выбранный для изучения, будет иметь неоднозначную трактовку среди ученых и носить характер научной интриги; - образовательная ориентация на вузовское обучение будет просматриваться не только в сложности материала, но и формах работы (семинар, коллоквиум, реферат, зачет, проект);
- предметом изучения на занятиях станет собственная жизнь учащихся, ее будущие перспективы и варианты осуществления образовательной, профессиональной, гражданской деятельности;
- повышение общей культуры и навыков делового общения органично войдет в содержание курсов;
- конкретность работы, выполняемой учащимися на занятиях, будет представлена в вариативных по уровню сложности заданиях;
- освоение приемов подготовки к сдаче экзаменов в школе, колледже, вузе будет происходить не только параллельно основному содержанию, но и в ходе специальных курсов по психологии и профессиональной ориентации;
- методика личностного саморазвития, способы усиления внешней привлекательности и приемы благоустройства жилища и быта станут содержанием проектных заданий;
- автор-составитель элективного курса будет иметь репутацию интересного человека[26].
Таким образом, элективные курсы в профильном обучении позволяют учащимся самостоятельно построить свою индивидуальную образовательную траекторию, профессиональное самоопределение [15].
Донцова М.А. рассматривает элективные курсы как элемент профильного обучения, который является обязательными для изучения, но при этом выбираются самими учениками в зависимости от их индивидуальных предпочтений, профессиональных интересов и взглядов на продолжение образования [9,10]. Подобным образом будут сформированы цели и задачи элективного курса.
Сформировав цели и задачи курса, а также обозначив предполагаемые результаты, важно верно отобрать формы и виды работы, регламентируемые современными требованиями к организации учебного процесса, содержащимися в Законе об образовании, ФГОС. Возникает потребность в использовании современных технологий и активных форм организации работы
Для создания программы элективного курса необходимо было определить область знания и предметную тему, то есть содержание, которое было бы интересно обучающимся для его исследования во всех аспектах: предметно-информационном, историческом, духовном, практическом, личностно-деятельностном, в аспекте профильной направленности [7].
Результат элективного курса будет достигнут в том случае, если у учащийся осознанно выберет элективный курс. Для аргументации выбора элективного курса учащимся нужны определенные условия. Учащиеся должны осознать свои планы. Они должны иметь возможность познакомиться с содержанием предложенного элективного курса, изучить его краткую аннотацию в виде учебно-методического комплекта. Учителю, реализовывающему элективный курс, нужно провести презентацию своего элективного курса, чтобы учащиеся имели представление о содержании элективного курса. Основной особенностью элективных курсов является вариативность, которая предоставляет учащемуся возможность свободного выбора индивидуальной образовательной сферы, способствующей самоопределению учащегося. Элективные курсы реализуют в счет школьного компонента учебного плана, они носят авторский характер [17].