ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НЕЗАКОННАЯ РУБКА ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
§ 1.1 Незаконная рубка леса в системе состава преступлений против окружающей среды
§1.2 Зарубежный опыт предупреждения незаконной рубки лесных насаждений
ГЛАВА 2. КВАЛИФИКАЦИЯ НЕЗАКОННОЙ ПОРУБКИ ЛЕСА ПО ЭЛЕМЕНТАМ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
§ 2.1 Объект и объективная сторона незаконной рубки лесных насаждений
§ 2.2 Субъект и субъективная сторона незаконной рубки лесных насаждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. Правовые основы современной экологической политики нашего государства были заложены в Конституции РФ, нормами которой провозглашается, что каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, а обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории РФ является обязанностью государства. Кроме этого, Основным Законом леса, которые находятся в пределах территории РФ, признаны объектами права собственности народа.
Леса законодательно признаны важным компонентом биологического (биотического) разнообразия РФ. Кроме чрезвычайно важного значения леса как природного ресурса и его использования для удовлетворения потребностей человека в древесине и другой лесной продукции, этот объект природы имеет не меньшую ценность из-за воздействия на климат, атмосферу, выполнение почвозащитных, водоохранных и других полезных функций, а также свою роль в оздоровлении, отдыхе, обеспечении культурных и эстетических потребностей общества. Уничтожение леса путем незаконных рубок и повышенное потребление леса и лесной продукции, что превышает воспроизводительный потенциал природы, причиняет огромный ущерб лесному хозяйству нашего государства, влечет потерю ценных пород деревьев, гибель диких животных и птиц и т.д.
Общественная опасность незаконной рубки леса и других действий, предусмотренных ст. 260 УК РФ, определяется следующими признаками: особая ценность лесов для российского общества и государства; прямая угроза целым экосистемам, включая ценные виды флоры и фауны; причинение существенного ущерба объектам природно-заповедного фонда, особо охраняемым лесам; причинение значительных материальных убытков государству; длительный и затратный процесс обновления лесов; распространенность таких преступлений по сравнению с другими посягательствами на окружающую среду.
Повышенную общественную опасность представляют случаи, когда незаконные рубки осуществляются постоянными бригадами с высоким уровнем организации труда, использованием специальной техники, предназначенной для заготовки и вывоза значительных объемов древесины, при наличии устойчивого рынка сбыта незаконно добываемой древесины и получения сверхприбылей. Такие деяния, совершаемые систематически и связанные с незаконным сбытом лесопродукции, фактически направлены на уничтожение лесных массивов и их участков.
Чтобы предотвратить истощение лесных ресурсов РФ, современное право устанавливает не только требования по их рациональному использованию, но и ответственность за незаконные посягательства на данный природный объект, которые могут повлечь за собой необратимые негативные изменения в окружающей среде. Массовая вырубка лесов, в том числе незаконная, на территории нашего государства приводит к эрозии почв, истощение рек, негативных изменений климата, что ухудшает жизнь людей.
Поэтому исследование состава уголовного преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ является актуальным, особенно на фоне нынешней экологической ситуации в РФ, характеризующейся глубоким кризисом.
Отдельные аспекты выбранной темы и смежные с ними вопросы рассматривались в работах таких авторов как В.К. Бабаева, М.М. Бабаева, О.Л. Дубовик, В.Д. Курченко, В.П. Малкова, Н.Н. Маршаковой, А.М. Плешакова и других ученых.
Впрочем, остался круг вопросов, требующих дальнейшей разработки.
Целью данной работы является исследование уголовно-правовой характеристики состава преступления предусмотренного ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений».
Согласно поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть незаконную рубку леса в системе состава преступлений против окружающей среды;
- изучить зарубежный опыт предупреждения незаконной рубки лесных насаждений;
- определить объект и объективную сторону незаконной рубки лесных насаждений;
- определить субъект и субъективную сторону незаконной рубки лесных насаждений.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе уголовно-правового обеспечения охраны, рационального использования и обеспечения безопасности леса.
Предметом исследования являются положения уголовно-правовой и других отраслей юридических наук в части регулирования и охраны лесных и нелесных насаждений.
Методы исследования - системно-структурный анализ, формально-логический метод, сравнительно-правовой метод, формально-юридический.
Теоретическую основу исследования составили работ таких авторов как А.В. Антощенко, О. В. Иконникова , А.И. Рарог, В.А. Косых, М.С. Лущик и др.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, российское уголовное и лесное законодательство, российское административное законодательство и руководящие постановления Пленумов ВС РФ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. НЕЗАКОННАЯ РУБКА ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
§ 1.1 Незаконная рубка леса в системе состава преступлений против окружающей среды
Общественная опасность незаконной рубки леса определяется рядом факторов, среди которых: особенная ценность лесов для общества и государства; прямая угроза целым экосистемам, включая ценные виды флоры и фауны; причинение существенного ущерба объектам ПЗФ (природно-заповедного фонда) и особо охраняемым лесам; причинение значительных материальных убытков государству; длительный и затратный процесс обновления лесов; распространенность таких преступлений по сравнению с другими посягательствами на окружающую среду[1].
Повышенную общественную опасность представляют случаи, когда незаконные рубки осуществляются постоянными бригадами с высоким уровнем организации труда, четким распределением ролей, использованием специальной техники, предназначенной для заготовки и вывоза значительных объемов древесины, при наличии устойчивого рынка сбыта незаконно добываемой древесины и получения от этого сверхприбылей. Такие деяния, осуществляемые систематически и связанные с незаконным сбытом лесопродукции, фактически направлены на уничтожение целых лесных массивов и их участков.
Несмотря на важность эколого-экономического значения лесов, продолжается их чрезмерная эксплуатация, потребительское использование, в частности, в хозяйственных интересах и, как следствие, пренебрежение требованиями лесного законодательства и уничтожение лесных ресурсов[2]. Незаконные рубки деревьев и кустарников приводят к эрозии почв, истощению рек, негативным изменениям климата, что в конце концов ухудшает жизнь людей. Современное законодательное понимание леса должно основываться не только на оценке его как природного ресурса или даже как имущества, но и природного компонента, необходимой сферы жизнедеятельности человека»[3]. Уничтожение лесов путем незаконных рубок, нарушение правил противопожарной безопасности и интенсивное потребление лесов и лесной продукции, что превышает воспроизводительный потенциал природы, причиняет серьезный вред лесному хозяйству государства, влечет потерю ценных пород деревьев, гибель диких животных и птиц, способствует образованию парникового эффекта почв и образованию болот и одновременно опустошению территорий и т.д.
Ограниченные материально-технические ресурсы государственных органов, ответственных за сохранение и восстановление лесного фонда РФ, а также стабильно высокий рыночный спрос на древесину дополнительно способствуют ежегодному росту соответствующих преступных посягательств. Очевидно, лесонарушения (прежде всего – незаконные рубки) еще долго будут оставаться бичом и болью социально-экономических отношений в РФ, ведь они являются индикатором развития государства и состоятельности его граждан. Потребность в упорядочении охраны лесов, ответственности за лесонарушения, приведении их к стандартам развитх стран сейчас очевидна .
Совершению исследуемого преступления против окружающей среды способствуют безработица на фоне недостаточно высокого жизненного уровня отдельных категорий граждан, медленное развитие правомерных способов удовлетворения потребностей населения в древесине, нерегулируемый рынок древесины и изделий из нее, доступность и ненадлежащая охрана лесных ресурсов, слабое воздействие на преступное поведение со стороны государственных органов, неэффективность законодательства, регламентирующего уголовную и административную ответственность за незаконную рубку леса, экологический нигилизм и т.д. Большое количество незаконных рубок леса влечет высокий спрос на незаконно заготовленную древесину, рост цен на нее и высокую стоимость древесины в соседних с РФ государствах. Вырубаемый лес, преимущественно, не доставляют на отечественные предприятия для его дальнейшей обработки, а направляют на экспорт как необработанную древесину в виде досок и булыжника.
Антощенко, А. В. О некоторых особенностях определения объективной стороны преступных деяний, предусмотренных ст. 260 УК РФ ("незаконная рубка лесных насаждений") // E-Scio. – 2020. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://e-scio.ru/wp-content/uploads/2020/01/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE-%D0%90.-%D0%92..pdf (дата обращения 12.12.2023).
Иконникова, О. В. Особенности уголовно-правовой нормы о незаконной рубке лесных насаждений / О. В. Иконникова // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 225-229.
Иногамова-Хегай Л. В., Авдеев В. А., лепицкий И.А. Уголовное право России. Части Общая и Особенная. Учебник для бакалавров / Под ред. А.И. Рарог– М.: Проспект, 2022 . – 624 с.
Косых, В.А. Незаконный оборот леса и лесоматериалов в Российской Федерации: сущность, детерминация, проблемы противодействия : дис...канд.юрид.наук. - СПб., 2020. - С. 28.
Лущик, М.С. Объективные признаки преступления, предусмотренного ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконная рубка лесных насаждений) // Синергия наук [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://synergy-journal.ru/archive/article6216?ysclid=lq1loiaied992580731 (дата обращения 12.12.2023).
Романова, Н. Л., Никитина Л. К. Вопросы применения норм об ответственности за незаконную рубку лесных насаждений (по материалам Иркутской области) // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2019. - №2 (89). – С. 94-103
Случевская, Ю.А. Экологическая преступность: проблемы определения // Общество и право. - 2019. - № 2 (68). - С. 29.
Судебная и иная юридическая практика
Архив Дальнереченского районного суда
О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2012. – № 12.
Приговор № 1-47/2016 от 27.11.2016 Шегарский районный суд (Томская область). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/regular/(дата обращения 12.12.2023).
Электронные ресурсы
Analysis of U. S. residential wood energy consumption: 1967–2009 / Song Nianfu, Aguilar Francisco X., Shifley Stephen R., Goerndt Michael E. Energy Economics. 34 (2012). Р. 2116–2124. URL: https:// www.fs.fed.us/nrs/pubs/jrnl/2012/nrs_2012_song_001.pdf (дата обращения 12.12.2023).
Firewood Cutting Permits Six Rivers National Forest. U. S. D. A. Forest Service. URL: https://www.fs.usda.gov/Internet/FSE_DOCUMENTS/ stelprdb5415103.pdf (дата обращения 12.12.2023).
Firewood Cutting. U. S. D. A. Forest Service. URL: https://www.fs. usda.gov/wps/portal/fsinternet/cs/detail/!ut/p/z0/04_Sj 9CPykssy0xPLMnMz0vMAfIjo8zijQwgwNHCwN_ DI8zPyBcqYKBfkO2oCABZcx5 g/?position=Not%20Yet%20 Determined.Html&pname=Forest%20Service%20-%20Forest%20 Products%20Permits&ss=110612&navtype=BROWSEBYSUB JECT&pnavid=160000000000000&navid=160110000000000&ttype=detail&cid=fsbdev7_007236 (дата обращения 12.12.2023).
Firewood Permit. URL: https://www.for.gov.bc.ca/drm/forms/ (дата обращения 12.12.2023).
Forest Permits for Firewood Collection. URL: http:// northernarizonafirewood.com/diy/ (дата обращения 12.12.2023).
MCPFE Information Document on Data Collection and Compiling the Statistics On Protected and Protective Forest and Other Wooded Land in Europe. Warsaw, 2006. 16 p. URL: http://www.foresteurope.org/docs/ reporting/MCPFE_INFO_DOC_on_data_collection_on_Protected_ forests.pdf (дата обращения 12.12.2023).
Province raises fines for illegal logging. HeraldNews. 2016. URL: http://thechronicleherald.ca/novascotia/1402736province-raises-finesfor-illegal-logging (дата обращения 12.12.2023).
Tikkanen I. Forest policy development challenges in Europe – Where to focus on? 2005. URL: https://hrcak.srce.hr/file/41028 (дата обращения 12.12.2023).
Timson Floyd G. The personal-use firewood program on three national forests: a cost analysis. Res. Pap. NE-527. Broomall, PA : U. S. Department of Agriculture, Forest Service, Northeastern Forest Experiment Station. 1983. 8 p. URL: https://www.fs.fed.us/ne/newtown_square/publications/ research_papers/pdfs/scanned/OCR/ne_rp527.pdf (дата обращения 12.12.2023).
Tree Cutting. U. S. D. A. Forest Service. URL: https://www.fs.fed.us/ visit/know-before-you-go/tree-cutting (дата обращения 12.12.2023).