Введение
1. Понятие и признаки нормотворчества
2. Нормотворческая деятельность
3. Особенности прокуратуры как органа публичной власти, участвующего в конституционно-правовом нормотворчестве на уровне субъектов Российской Федерации
4. Административное нормотворчество
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Недостаточная теоретическая разработанность механизма нормотворческого процесса, отсутствие его законодательного регулирования, слабость теоретического обеспечения эффективности процесса нормотворчества определили выбор темы.
Объектом исследования является процесс нормотворчества.
Предметом исследования являются нормотворческие отношения.
Цель исследования заключается в том, чтобы охарактеризовать нормотворчество.
Цель исследования обусловила задачи:
Рассмотреть понятие и признаки нормотворчества;
- Изучить нормотворческую деятельность;
- Определить особенности прокуратуры как органа публичной власти, участвующего в конституционно-правовом нормотворчестве на уровне субъектов Российской Федерации;
- Выделить административное нормотворчество.
Методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, юридико-догматический, метод толкования права, логический и другие методы.
Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, положения иных нормативных правовых актов.
Теоретической базой работы послужили труды ученых-правоведов в исследуемой сфере.
1. Понятие и признаки нормотворчества
Нормотворчество - это процесс создания и закрепления социальных и правовых основ регулирования, правил поведения в обществе и государстве. Некоторые из этих правил утверждаются или санкционируются в законодательных актах государства, другие - признаются в качестве официально незакрепленных, но действующих нормативов, имеющих значительное место во внутригосударственной общественной жизни.
Нормотворчество обладает рядом признаков:
- нормотворчество осуществляется государством, так как нормы права могут создаваться государством или санкционироваться им;
- нормотворческая деятельность обусловлена познанием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности, выявлением потребности в правовом урегулировании общественных отношений, формулированием правил поведения, определением механизма их реализации и рядом других процессов, отвечающих за наличие знаний, умений, профессионализм;
- нормотворчество является процессуальной деятельностью. Процесс правотворчества делиться на определенные стадии и осуществляется в установленном порядке. Нарушение процесса нормотворчества может привести к признанию принятого акта недействительным. В ходе процесса нормотворчества происходит выявление общесоциальных интересов, согласование акта с заинтересованными органами и лицами, с действующей системой законодательства и права, оформление принятого решения, придание ему государственно-властного характера.
Основной целью нормотворчества выступает выработка и утверждение новых правовых норм. В этом, в первую очередь, проявляется назначение данной формы государственной деятельности. Нормотворчество может проявляться в других формах (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции), они имеют подчиненное, вспомогательное значение для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм.
Сущностью нормотворчества является возведение государственной воли в закон, в обладающих общеобязательным значением юридических предписаний. В настоящее время развитие нормотворчества обусловлено тем, что оно может осуществляться принятием правового акта непосредственно населением страны путем референдума или как изданием актов, содержащих правовые нормы, государственными или иными управомоченными органами. В ряде современных стран форм нормотворчества является издание судебного прецедента. В этом случае принято говорить о судебном нормотворчестве. Большее значение в настоящее время приобрело заключение договоров, имеющих нормативное содержание, между различными субъектами права[1].
Отличие нормотворчества от правотворчества является важной проблемой юриспруденции. Анализ данной, относительно новой пары, связанных, но, судя по вариативности звучания, не во всем совпадающих терминов, весьма трудно объяснить.
Атаханова, С. К. Сущность и значение административного нормотворчества / С. К. Атаханова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. 560 с.
Бибихин В.В. Собр. соч.: В 3 т. Т 2: Введение в философию права. М., 2018. 499 с.
Дегтярев М.В. Эксперимент в континууме нормотворчества в государственном управлении // Административное право и процесс. 2021. № 9. С. 27 - 30.
Домченко А.С. Административно-правовые модели нормирования деятельности: в поисках альтернативы // Юрист. 2019. № 9. С. 70 - 77.
Осинцев Д.В. Правовые модели управления: Монография. Екатеринбург, 2018. 177 с.
Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2022. 544 с.
Розин В.М. Введение в схемологию: Схемы в философии, культуре, науке, проектировании. М., 2017. 115 с.
Сланов Г.Т. Особенности состава конституционно-правового статуса прокуратуры как органа конституционно-правового нормотворчества на уровне субъектов Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 8. С. 3 - 7.
Старилов Ю.Н. Административное право - на уровень правового государства. Воронеж, 2013. 657 с.
Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2021. 459 с.
Ярмонова Е. Н. Отличие нормотворчества от правотворчества как одна из основных проблем юриспруденции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S16. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76189. html.