Введение
1. Образ учителя в произведениях русской литературы
2. Образ учителя в произведении В. Г. Распутина «Уроки французского»
3. Образ учителя в произведении Анны Зеньковой «Григорий без отчества Бабочкин»
Заключение
Список использованной литературы
Все меняется в этом мире: люди, ценности, требования к жизни и образованию, но роль учителя всегда была и будет огромной и очень важной, ее нельзя переоценить. Учителя день за днем учат нас, таким, казалось бы, простым вещам, формируя в нас самые важные и нужные человеческие качества. Находясь в школе, мы даже не задумываемся, какую роль в нашей жизни играют учителя, и сколько терпения и сил они вкладывают в нас и наше будущее.
Эта профессия является одной из старейших и неспроста: именно учитель помогает формировать личность ребенка и открывает мир новых познаний. Я считаю, что далеко не каждый может быть учителем, потому что в первую очередь - это призвание. Ведь не зря школу часто называют вторым домом, а учителя - второй мамой. От учителя зависит многое: наше восприятие мира, знания и творческие способности, поэтому этот путь такой трудный, важный и ответственный. На каждом этапе развития общества требования к личности меняются, а значит меняются и требования к учителю. Поэтому педагогу нужно идти в ногу со временем.
Неспроста многие авторы в своих произведениях показывают взаимоотношения учителей и учеников, описывают жизнь в школе и за ее пределами. Мы видим учителя с творческим подходом и неординарным мышлением, способного преодолеть любые трудности. Учителя предстают как взрослые и мудрые друзья для своих учеников. Но отношение к учителю остается неоднозначным, поскольку его действия оценивают с разных сторон: ученики, их родители, коллеги, руководство.
В ходе работы мы опирались на произведения В.Г. Распутина «Уроки французского» и Анны Зеньковой «Григорий без отчества Бабочкин», в эти повестях созданы образы прекрасных педагогов, и рассказано об их взаимоотношениях с учениками.
1. Образ учителя в произведениях русской литературы
Взаимоотношения обучающихся в школе, их поведения и успеваемость во многом зависят от личных качеств учителей. Ярким примером деятельности педагогов являются произведения русской литературы, которые показывают жизнь общества и школы. В образе учителей отражаются духовные поиски самих писателей. В одной из педагогических мудростей говорится: «Скажи мне, какие книжки ты читал в детстве, и я скажу, кем ты станешь, когда вырастешь!»
Литература всегда была отражением общества, его достоинств и недостатков. Поскольку школа постоянно присутствовала в жизни человека, выполняя важные задачи, проблемы образования всегда будут волновать писателей.
Характер учителя, его манера поведения, его внутренний мир всегда будут привлекать читателя. Это может быть человек, обладающий дурными нравами. А может быть очень нравственная и гармоничная личность, несущая в мир свет истины, знания, любви, доброты. Но чаще учителя показаны как положительные герои. Многие писатели отмечают, что настоящему педагогу недостаточно иметь знания только в преподаваемой сфере, а нужно любить свою работу и детей, ведь будущее общества зависит от того, как будет происходить обучение. Поэтому все изображенные педагоги отличаются вниманием к проблемам учеников, ответственностью, отзывчивостью, терпением и добротой. А главные черты учителей в произведениях литературы — самопожертвование, доброта, авторитет учителя в обществе.
От того, какие учителя будут окружать нас во время обучения, зависят не только воспоминания о школе, но и вся наша личность в целом, потому что она формируется именно в подростковом возрасте. В большинстве произведений образ учителя показан через впечатления учеников, а поступки педагогов, которые отдают свои знания и тепло души своим ученикам, сохранены в их памяти.