Введение
Глава 1 «Образование в допетровской России»
Глава 2 «Положительное значение развития образования в России»
Глава 3 «Сложности в процессе становления нового социального института – образования – на Руси»
Заключение
Список использованных источников
Развитие образования представляет собой процесс, в рамках которого сочетаются как новации, так и традиции. В связи с этим большое значение имеет история развития отечественной системы образования и история правового регулирования отношений в сфере образования.
История развития образования в России тесно связана с основными этапами развития нашей страны.
Цель данной работы – ознакомление с теоретическими аспектами процесса развития образования в России.
Актуальность работы обусловлена тем, что анализ теоретических аспектов развития крупного социального института позволит сделать ретроспективный анализ.
Задачи:
1. Рассмотрение теоретических аспектов развития образования Руси в допетровскую эпоху.
2. Выделение положительного влияния развития крупного социального института.
3. Выделение основных сложностей при возникновении и развитии образования.
В процессе работы использовались такие научные методы, как: индукция, абстрагирование, систематизация, обобщение.
Источниками литературы послужили научные статьи С.И. Митропольского, О.Н. Павлычевой, а также электронные издания.
Глава 1 «Образование в допетровской России»
Согласно различным источникам литературы, посвящённым исследованию образования в России, 988-й год считается временем зарождения школьного образования. Родоначальником образовательного процесса послужил указ Владимира Святославовича «Книжное учение», который обязывал детей бояр учиться книжному делу. По мнению Митропольского С.И. «необходимость в образовании связана с принятием на Руси новой религии». Появилась славянская азбука — ее создали специально для перевода церковных текстов греки Кирилл и Мефодий. Ввиду этого открылись первые учебные заведения, преимущественно в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и других крупных городах Руси.
Школы представляли из себя монастыри, соответственно, в роли педагога выступали священники. Однако, примечательно, что образовательную программу князь Владимир утверждал лично. В данную программу входили предметы на родном языке, источником её были, преимущественно, византийские исторические сочинения. Главными предметами были чтение и богословие. Таким образом, можно сделать вывод о том, что «толчком» к развитию образования на Руси послужило принятие новое религии, в результате чего возникла потребность в людях грамотных, которые будут способствовать передаче знаний будущим поколениям.
Земляная Т.Б., Павлычева О.Н. Состояние и развитие образования в Древней Руси // Журнал научно-педагогической информации – 2009 – № 3 – с. 1-11. [электронный ресурс] – URL: https://textarchive.ru/c-1112795.html
Колпачева О.Ю.Школа и образование в Древней Руси // Историко-педагогический журнал – 2014 – № 4 – С. 85-94. [электронный ресурс] – URL: https://ntspi.ru/ipj/archive/15
Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени: От основания школ при св. Владимире до монгольского ига. - Школы и образование в эпоху монгольского ига. - Образование и школы на Руси в XV-XVII веках. 2-е изд. СПб.,1910. С. VI-VII.
Онищенко Е.В. Образование в Древней Руси IX – начала XIII вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук – М. – 2005 – 29 с. [электронный ресурс] – URL: http://cheloveknauka.com/obrazovanie-v-drevney-rusi-ix-nachala-xiii-vv