Введение
1.Домра
2. Балалайки
3. Гармошки и баяны
4. Деревянные духовые ( свирель, рожок, жалейка, свистульки)
5. Ударные музыкальные инструменты
6. Шумовые
7. С точной высотой звучания
Василий Васильевич Андреев
Заключение
Список источников
Актуальность темы заключается в том, что, по сравнению с фортепиано, органом и инструментами симфонического оркестра, русские народные инструменты малоизвестны. Многие из них находятся в развитии, совершенствуется их конструкция и качество звучания. Этот процесс напрямую зависит от достижений ведущих концертных исполнителей. Благодаря их тесному сотрудничеству с композиторами создается высокохудожественный оригинальный народный репертуар. Расширяется круг музыкальных образов, передаваемых народными инструментами, другой становится сама эстетика их звучания. Понятие "народный инструмент" объединяет в общую категорию баян, гитару, балалайку, домру, гусли, аккордеон. На народных инструментах ведется обучение в музыкальных школах, училищах и в вузах нашей страны. Они заслуживают самого внимательного рассмотрения исследователя. Разработанность темы. Народные инструменты, непопулярные в XIX веке, когда Россия осваивала классику, то есть симфонический оркестр, в том числе включив инструменты симфонического оркестра в учебные планы первых отечественных консерваторий, в ХХ - XXI существенно изменили свой статус. Из экзотики, признаваемой в основном славянофильскими кругами, они стали любимыми инструментами победившего народа в СССР. После перестройки интерес к народным инструментам не исчез.
На них звучит не только фольклорная музыка, но и самая серьезная камерно-инструментальная: от И.С. Баха до С.А. Губайдулиной. Композиторы-авангардисты обращаются к народным инструментам, обогащая палитру исполнительских приемов и меняя их звучание до неузнаваемости. Постепенно сложился довольно большой репертуар народных инструментов. Опубликованы соответствующие словари, справочники, существует публицистика по данной теме. Источники достаточно обширны: от первых свидетельств иностранцев ΧVΙΙ века, путешествовавших по России или долго в ней живших, до работ ученых и композиторов ΧΧΙ столетия. В первую очередь следует выделить труды А.М. Мирека, А.А. Новосельского, Б.Л. Вольмана, А.С. Фамилицына. Обстоятельно изучались также вопросы бытования русского инструментализма в фольклоре. И прежде всего - в работах А.П. Агажанова, А.А. Банина, Ю. Е. Бойко, Е.В. Гиппиуса и других. В области изучения нотной традиции имеется лишь небольшое количество справочников, статей, разрозненных материалов и очерков об отдельных исполнителях, коллективах, композиторах. Здесь можно выделить работы А.П. Басурманова, Г.Е. Авксентьева, В.М. Блока, В.В. Бычкова, Б.М. Егорова, А.С. Илюхина, М.С. Колчевой, А.П. Коннова, М.Ф. Леоновой, В.Б. Попонова, Ф.В. Соколова, А.И. Пересады, А.М. Мирека. Следует также сказать о статьях в сборниках "Баян и баянисты" и в журналах "Советский композитор" и "Народник".
1.Домра
Домра — древний славянский музыкальный инструмент, выполненный из дерева, относится к категории струнных щипковых. Она почти два столетия была несправедливо забыта и возродилась лишь недавно.
Строение домры сложностью не отличается. Она состоит:
- из корпуса;
- грифа;
- головки с колковым механизмом;
- порожков;
- струн.
Корпус представляет собой кузов, собранный из 7 березовых частей (клепок). Сверху он прикрыт декой, по бокам опоясан обечайкой.
В средней части деки вырезан голосник и 6 резонаторных отверстий поменьше.
Накладка (панцирь) — жёсткая пластина из дерева или пластика, которая предохраняет деку от ударов. Функция верхнего и нижнего порожков направлять струну. Подставка не даёт ей касаться деки и перенаправляет вибрацию на корпус.
Поверх удлиненного грифа устанавливают накладку с дорожками из металла. Расстояние между двумя дорожками – лад. Отсчитываются лады от верхнего порожка. У грифа есть головка, где расположены колки для крепления и регулировки натяжения струн.
Верхний порожек установлен там, где соединяются головка и шейка грифа и влияет на расстояние между струнами и грифом. На деке находится подставка. Её центр — 12-й лад. Наклейки на её верхней стороне помогают в настройке и выравнивании тона.
Струны делают из стали, реже применяются синтетические. Диаметр их отличается:
- первая струна сечением 0,3 мм;
- вторая — 0,4;
- третья — 0,56.
Для придания инструменту своеобразного звучания у третьей струны шелковое покрытие. Струны закреплены на кнопках, тянутся через прорезь в подставке и крепятся к колковому механизму.
1.Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.:Просвещение,2017 г.
2.Имханицкий М.И. Музыкальные инструменты русского народного оркестра: учеб. пособие. – М., РАМ им. Гнесиных, 2016. – 520с.
3.Крунтяева Т. Словарь иностранных музыкальных терминов/ Изд-во: Музыка, 2016.
4.Шишаков Ю.Н. Народным инструментам - национальный репертуар. М.: Советская музыка, 2018.