Введение
Основные идеи теории этногенеза Гумилева Л. Н
Заключение
Список использованной литературы
Реферат|Концепции современного естествознания (КСЕ)
Авторство: gotovoe
Год: 2023 | Страниц: 14
Введение
Основные идеи теории этногенеза Гумилева Л. Н
Заключение
Список использованной литературы
Теория этногенеза была важнейшим интеллектуальным наследием Гумилева Л. Н. Историческая концепция Гумилева родилась как ответ на вопрос: почему люди, живущие спокойной жизнью, никому не видные, внезапно возникают как одно целое, формируя непобедимые армии и завоевывая огромные пространства, создавая государства? И по прошествии нескольких столетий они расходятся в пространстве и времени, оставляя память только в летописях и легендах. Вандалы и готы, Чингисхан и Тамерлан, рыцари-крестоносцы - они оставили только воспоминания. Почему некоторые государства какое-то время доминировали, а затем ушли в небытие? Лев Гумилев разработал концепцию, объясняющую эти процессы.
Он представил оригинальный взгляд на процесс складывания этноса как на стихийный, но в то же время, естественный процесс. Пассионарность выступила ключевым понятием для понимания процесса этногенеза, как способность формулировать абстрактные идеалы различной сложности и разрабатывать пути их реализации. Глобальный характер этнических трансформаций побудил Гумилева утверждать, что эти процессы были частью биосферы.
Цель – рассмотреть теорию этногенеза Гумилева Л. Н.
Задачи:
Выявить взаимосвязь этногенеза с природными и климатическими факторами;
Раскрыть понятие пассионарности;
Рассмотреть фазы развития этногенеза.
Основные идеи теории этногенеза Гумилева Л. Н.
Одной из главных особенностей этноса является его взаимосвязь с энергией. Этносы являются частью биосферы Земли и участвуют во всех биосферных процессах. Масштаб этих процессов можно представить тем, что важнейшей функцией является средообразующая, что в конечном итоге формирует облик Земли. Извержения вулканов, цунами, землятрясения, требуют огромных затрат энергии. Для функционирования биосферы в целом важнее всего энергия Солнца, излучения которого буквально пронизывают всю биосферу. Для объяснения же сущности этноса и этничности большее значение имеют космические излучения, изредка достигающие поверхности Земли и оказывающие своё молниеносное энергетическое воздействие.[1]
Согласно Гумилеву, периодически Земля испытывает воздействие космического излучения, вызывающего изменения, различные мутации, которые ведут к появлению у некоторых личностей повышенной способности к действию.[2] Эта способность, по Гумилеву, является пассионарностью, а люди, носители этого свойства, пассионарии. Пассионариями в полном смысле этого слова были те, чье стремление к идеалу оказывается сильнее инстинкта самосохранения. Они могли иметь разные уровни физических способностей или интеллекта, быть морально плохими или добродетельным, с творческими или деструктивными наклонностями. Объединяясь, пассионарные люди ставят общие задачи и добиваются их реализации, вырабатывают социальные привычки, модели поведения, идентичность, таким образом, формируя этнос.
Пассионарным людям противостоят гармоничные люди, чье стремление к абстрактному идеалу было равно их инстинкту самосохранения. Гармоничная личность является интеллектуально способной, трудолюбивой и общительной, но не сверхактивной. Они неспособны к формулированию сложных идеалов или новых форм поведения. Все их усилия были направлены на удовлетворение таких потребностей, как самосохранение и воспитание своих детей. Самопожертвование или необычное поведение, типичное для пассионариев, казалось таким людям неестественным. Гармоничные люди всегда составляли большинство в этносе, независимо от уровня пассионарности в определенный момент времени. Преобладание этого типа приводило к статичности этноса.
Гумилев также выделяет такую категорию людей, как субпассионарии. Субпассионарии выступают как люди с «отрицательной» пассионарностью. Такие люди неспособны к систематическому труду, чтобы поддерживать жизнь и производить потомство. Их главной особенностью является удовлетворение собственных желаний без оглядки на последствия. Они не изменяют мир, как пассионарии, и не сохраняют его, как это делают гармоничные люди. Тем не менее, субпассионарии часто играют важную роль в этнической истории из-за их мобильности, которая позволила им следовать за пассионариями.
Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. – М.: Академия, 1989. – 223 с.
Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: «ДИ-КАРТ», 1992. -456 с.
Гумилёв Л.Н. От Руси к России. – М.: «ДИ-КАРТ», 1992. – 387 с.
Садохин А.П. Этнология: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 256 с.
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!