Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения театрализованной игры дошкольников
1.1. Понятие и особенности театрализованной игры старших дошкольников
1.2. Психолого–педагогические условия развития театрализованной игры у старших дошкольников
1.3. Значение театрализованной игры в развитии личности ребенка
Глава 2. Организация условий для театрализованной игры в старшем дошкольном возрасте
2.1. Формы театрализованной деятельности, применяемые в дошкольном учреждении
Создание специальных уголков, наличие атрибутов, подготовительная работа и др. как необходимые условия для становления и развития данного вида игр
Усложнение содержания театрализованных игр в дошкольном возрасте.
2.2. Использование контрольно-измерительных приемов для оценки уровня сформированности театрализованной игры старших дошкольников
2.3. Методы и приемы формирования театрализованной игры детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Литература
Приложения
В настоящее время внимание педагогов, психологов, во всем мире привлечено к проблемам формирования личности ребенка. Выступая ведущей деятельностью в дошкольном периоде, игра является не просто интересным времяпрепровождением, но и способом моделирования внешнего, взрослого мира, способом моделирования взаимоотношений ребенка с окружающими, способом творческого самовыражения ребенка.
Актуальность исследования обусловлена возрастающей необходимостью расширения и модернизации педагогических условий и методов обучения детей дошкольного возраста, использования игровых технологий в развитии личности дошкольников, в частности театрализованной игры. Современное общество нуждается в активных людях, способных к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо закладывать уже в дошкольном детстве, поэтому научный поиск эффективных средств организации театрализованной игры для развития личности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Объект исследования – развитие личности ребенка в игре.
Предмет исследования – игровая деятельность дошкольников.
Гипотеза курсовой работы: всестороннее развитие детей младшего дошкольного возраста в театрализованных играх будет эффективно, если обеспечить: систему использования театрализованных игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, максимально-познавательную активность детей, комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность планирования в течение года игр-драматизаций в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации.
Цель исследования – изучить особенности театрализованной игры детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения процесса организации театрализованной игры детей дошкольного возраста.
2. Изучить формы театрализованной деятельности, применяемые в дошкольном учреждении.
3. Проанализировать использование контрольно-измерительных приемов для оценки уровня сформированности театрализованной игры старших дошкольников.
4. Разработать рекомендации воспитателям по созданию условий для организации театрализованной игры детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
педагогический эксперимент с использованием игр, упражнений, анализом полученных результатов, выводы.
Курсовая работа состоит из введения,2 теоретических глав, заключения и списка литературы, состоящего из (УКАЗАТЬ КОЛИЧЕСТВО ИСТОЧНИКОВ) источников и приложений на 6 листах.
Глава 1. Теоретические основы изучения театрализованной игры дошкольников
1.1. Понятие и особенности театрализованной игры старших дошкольников
Театрализованная игра – это разыгрывание в лицах каких-либо сюжетов или произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Например, герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, становятся сюжетом игры. Особенность театрализованных игр, по мнению Л.Ю. Юрченко, состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения [39, с.7].
Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Как отмечает Н.Н. Абашина, ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, добровольно принимая и присваивая свойственные ему черты [1, с.21].
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как эффективное педагогическое средство, так как сами дети испытывают при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные). Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях речевого развития.
С целью развития речи у детей дошкольного возраста может быть использован такой вид театрализованной игры, как кукольный театр. С точки зрения Е.А. Омельченко, кукольный театр представляет собой одну из разновидностей кукольного вида искусства. В кукольных спектаклях различные действия персонажей изображают куклы-актеры, которыми управляют и приводят их в движение актеры-кукловоды [29, с.48].
В литературе различают следующие виды кукольного театра с соответствующей характеристикой их содержания:
- Пальчиковый, варежковый театр (показывается с помощью кукол, сшитых из ткани, склеенных из бумаги или связанных из шерсти и ниток. Выкройка повторяет контур ладони. Кукла надевается свободно на любой палец или руку кукловода (ребенка или взрослого). Пальчиковый театр показывается за ширмой, где дети могут непосредственно контактировать своими куклами. В варежковом театре можно использовать старые детские варежки, которые вышли из обихода. Куклы-варежки также могут быть сделаны из бумаги (дети сами их делают, накладывая выкройку на бумагу, обводя ее, аккуратно вырезая и склеивая). Спектакль сопровождается музыкой или песней, которую знают дети.
- Театр кукол би-ба-бо (или театр «Петрушки»). В этом виде театра куклы надеваются на три полных пальца руки – вроде перчатки. Кукла состоит из тельца рубашки, головки и ручек, которые изготавливаются из разных материалов (дерево, хлеб, пластилин, пластмассовые шарики, папье-маше). На указательный палец надевается голова куклы, а на большой и средний – ее ручки или лапки. Спектакль также показывается за ширмой, кукловоды говорят за кукол.
- Настольный театр, театр игрушек. Данный вид театра осуществляется с помощью плоскостных или обыкновенных игрушек, которыми каждый день играют дети. В качестве сценической площадки используется детский стол. Персонажи для настольного театра изготавливаются из разного материала (шишки, желуди, коренья, бытовой материал: пакеты из под молока и кефира, коробки из под обуви и т.д.). Оформлять куклы можно пуговицами, бусами, шерстью, тканью и др. Для показа спектакля важно брать сценки, которые специально написаны для показа их с помощью игрушек: «Приключения игрушек» и др.