ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие внутреннего контроля кредитной организации
1.2. Классификация рисков в системе внутреннего контроля кредитной организации
1.3. Подходы к оценке эффективности системы внутреннего контроля в кредитной организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ВНТУРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПАО БАНК «ФК ОТКРЫТИЕ»
2.1. Система внутреннего контроля банка
2.2.Совершенствование системы внутреннего контроля банка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В кредитных организациях вопросы, связанные с организацией внутреннего контроля являются актуальной темой. В условиях рыночной экономики для эффективной деятельности банка необходим внутренний контроль.
Эффективная работа коммерческого банка в настоящее время подвержена высоким рискам, и данные риски существуют как во внешней, так и во внутренней среде, в которой функционирует банк, и поэтому во избежание рисков, руководство банка должно обеспечить высокое качество управления своей деятельностью. Органы управления банка стремятся к постоянному совершенствованию внутреннего контроля с целью соответствия его современным условиям.
Поэтому, для высокой эффективности деятельности банка руководству необходимо наладить систему контроля за всеми сторонами деятельности коммерческого банка. Чтобы организовать четкую систему контроля, необходимо не только желание руководства банка, но и правильное понимание необходимой методической, методологической основы.
Подходы к оценке деятельности внутреннего контроля могут быть весьма разнообразными. Наиболее распространенными сегодня считаются проверки с использованием балльно-весового метода оценки и оценочных карт, составление карты рисков по результатам проверок и формирование заключений (по результатам проверки или выявленным нарушениям) с указанием связи выявленного нарушения с тем или иным видом риска и т.д. Также служба внутреннего контроля занимается профилактикой некоторых видов рисков на этапе согласования внутренних документов банка и при разработке новых банковских продуктов.
Несмотря на серьезные усилия, направленные службами внутреннего контроля на минимизацию банковских рисков, принятых мер, как правило, все равно оказывается недостаточно. В чем же причина? Почему действия сотрудников СВК СКВ - Система Внутреннего Контроля. не дают должного результата и часто оказываются неэффективными с точки зрения руководства банка? Постараемся разобраться в данной проблеме и выявить слабые места в управлении системой внутреннего контроля и в организации деятельности СВК.
Эффективность деятельности службы внутреннего контроля зависит от соблюдения общепринятых стандартов деятельности, а также выполнения нормативных требований. Требования регуляторов не содержат четких критериев и признаков, а также определенного набора ключевых показателей и индикаторов, позволяющих сделать объективное заключение об эффективности функционирования службы. Каждая организация самостоятельно определяет перечень параметров, характеризующих эффективность службы, разрабатывая процедуры расчета и оценки ключевых показателей, с тем чтобы получить объективную оценку.
Цель дипломной - рассмотреть систему внутреннего контроля в кредитной организации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
-
Понятие внутреннего контроля кредитной организации
Внутренний контроль обеспечивает защиту инвесторов банка и их клиентов по средствам соблюдения сотрудниками банка законодательства, стандартов профессиональной деятельности, нормативных актов, минимизацию рисков банковской деятельности, а так же обеспечение законности проводимых банком операций и правильности их отражения в бухгалтерском учете.
Главными нормативными документами, регулирующими проблемы внутреннего контроля, являются: Положение ЦБ РФ от 16 декабря 2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» и Положение Банка России от 27 февраля 2017 г. № 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения».
В кредитных организациях существуют следующие виды внутреннего контроля:
1) административный контроль – состоит в проведении и обеспечении операций только лицами, которые имеют на это определенные полномочия в строгом соответствии с банковскими полномочиями;
2) финансовый контроль – заключается в обеспечении операций в соответствии с принятой и закрепленной документами политикой банка, применительно к различным видам финансовых услуг и правильного отражения их в бухгалтерском учете и отчетности;
3) предварительный контроль – это система внутреннего контроля, которая начинается с контроля за подбором и расстановкой кадров.
Для принятия решений касающихся финансового состояния банка, подбираются лица, не имеющие сомнительную репутацию. Служба подборки персонала, должна иметь определенные критерии квалификации работника и личностные характеристики сотрудников применительно к содержанию работы и объему ответственности. За определенным кругом работников, которые принимают решения от имени всего банка, служба внутреннего контроля осуществляет контроль, за соблюдением установленных критериев и согласовывает назначение на должность.
В этом случае служба внутреннего контроля проверяет:
– заключенный договор с работниками и его содержание;
– наличие документа, служебные инструкции, строго регламентирующих должностные обязанности сотрудника до того как, он непосредственно приступил к выполнению служебных обязательств.
4) текущий контроль – заключается в том, что в процессе документооборота проверяется законность операций, соблюдение точности и правильности оформления документов.
К текущему контролю относится также: проверка реестров аналитического и синтетического учета при заключении операций за день. Текущий контроль возложен на исполнительных лиц: – бухгалтеров; – начальников отделов.
5) Последующий контроль – состоит в том, что производится проверка с точки зрения правильного и своевременного отражения в балансе банка и в их формах отчетности банковских операций.
Контроль осуществляется:
– главным бухгалтером и его заместителями;
– инспекторами по контролю.
При последующем контроле все участники учетно-операционной работы подлежат проверке, не реже одного раза в квартал. По результатам проверок составляется справка, которая рассматривается главным бухгалтером и руководителем банка.
Главная задача последующего контроля, это систематическая проверка законности и правильности проводимых операций постановки бухгалтерского учета и организации документооборота.
При проведении внутреннего контроля в кредитной организации применяют следующие методы контроля: наблюдение, обследование, экономический анализ, инвентаризация, экспертиза, сверка (сопоставление), контрольный пересчет, измерение и тестирование, представление и проверка отчетности, прочие методы контроля.
1. Положение Банка России № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
2. Банковское дело: Учеб. / Под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Юрист, 2014г.
3. Банковское дело: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М., 2015 г.
4. Жукова А. Г. Генезис системы оценки качества финансового менеджмента в секторе государственного управления // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 6-2. С. 23–30.
5. Жукова А. Г. Развитие сектора государственного управления на основе менеджмента качества. СПб, 2020. 39 с.
6. Лаврушин О.И. Банковский менеджмент: учебник/ под ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. –560с.
7. Лукин А. Г. Основы формирования интереса заинтересованного пользователя у руководителя средств бюджетов бюджетной системы страны // Основы экономики, управления и права. 2020. № 4. С. 7–12.
8. Лукьянова З. А. Ключевые показатели оценки эффективности использования бюджетных средств в рамках программно-целевого метода // Современная наука: проблемы и перспективы: м-лы науч.-практ. конф. Омск: Омская гуманитарная академия, 2020. С. 185–189.
9. Матвеева В. А., Силаева Л. И. Совершенствование финансового контроля над целевым использованием бюджетных средств // Символ науки. 2021. № 2. С. 44–46.
10.Муравьёва H. H. , Лебедева A. M. Проектное управление в сфере образования. URL: https://port-u.ru/journal-u/stat-jou/2500-proektnoe-upravlenie.
11. Морозова Т.Ю., Жихарева А.В. Совершенствование методологии проверки и оценки системы управления банком - фактор обеспечения устойчивости банковского сектора // Банковское дело. – 2014 г.
12. Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке: учебное пособие / Р.Г. Ольхова – М.: КНОРУС, 2014 г.
13. Наволоцкая K. A. Финансовый менеджмент: повышение эффективности бюджетных расходов. URL: http://rufincontrol.ru/article/36- 8985.
14. Осейчук В. И. Теория государственного управления. М.: Юрайт, 2019. 342 с.
15. Первых П. А. Государственный финансовый менеджмент как условие эффективного управления общественными финансами // Современная экономика и общество глазами молодых исследователей: м-лы науч.-практ. конф. Челябинск: ЧГУ, 2018. С. 38–42.
16. Петров А. М. Проблемы, обусловливающие невозможность реализации эффективного контроля за расходованием бюджетных средств, направленных на осуществление федеральных проектов // Экономические науки. 2021. № 194. С. 127–130.
17. Поверинова Е. М., Рознина Н. В., Карпова М. В. Оценка финансового состояния бюджетного учреждения // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 4. С. 114–125.