Введение
Понятие парциальных программ
Цели и задачи парциальных программ
Принципы парциальных программ
Содержание и методы обучения
Преимущества парциальных программ
Реализация программ
Результаты и перспективы развития программ
Виды парциальных программ
Заключение
Список литературы
Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.
Комплексные(или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
Парциальные(специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка.
Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.
Парциальные программы в ДОУ делятся на несколько направлений. Некоторые из них предполагают изучение фольклора, сказок, басен, стихов и былинных героев. Это не только даёт детям представление об истории, но и развивает память: отрывки из басен, считалок и простых стихов учатся легко и являются примером для самостоятельной активности. Математические программы знакомят с простейшими арифметическими операциями и задачами на смекалку, развивая таким образом рациональное мышление. В этот список также можно добавить и театрализованную деятельность, направленную на изучение театрального мастерства. Даже среди дошкольников простенький кружок может иметь необыкновенную популярность, если правильно подойти к организации занятий и процесса создания спектаклей. Помимо этого, активность в детском саду направлена и на приобрещение к духовному миру, обучение правилам этикета и вежливости.
- Понятие парциальных программ
Парциальные программы – это специально разработанные программы обучения и воспитания, которые предназначены для детей дошкольного возраста. Они являются частью образовательного процесса и целенаправленно реализуются педагогами в детских учреждениях.
Парциальные программы направлены на комплексное развитие и формирование у детей ряда ключевых качеств и навыков. Они включают в себя различные педагогические задачи, направленные на развитие когнитивной, эмоционально-личностной, социальной и физической сфер ребенка.
Основная цель парциальных программ – создание оптимальных условий для гармоничного развития детей дошкольного возраста. Они способствуют развитию интеллектуальных способностей, познавательно-исследовательской активности, социализации и формированию ценностных ориентаций. Также, они помогают детям приобрести навыки саморегуляции и самостоятельности, развить мелкую моторику и творческое мышление.
Парциальные программы разрабатываются с учетом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей детей. Они представляют собой разнообразные образовательные задачи и игровые ситуации, которые специально разработаны для определенного возраста и уровня развития детей.
Образовательный процесс, основанный на парциальных программах, четко структурирован и организован, что позволяет обеспечить последовательное и систематическое развитие детей. Все задачи и цели программы направлены на развитие определенных компетенций и достижение определенных результатов, установленных педагогами.
За основу разработки парциальных программ берутся принципы гуманистического, деятельностного и игрового подходов, которые предполагают активное участие ребенка в образовательном процессе. Важными элементами парциальных программ являются групповые и индивидуальные деятельности, использование разнообразных образовательных материалов и игровой подход к обучению.
Парциальные программы являются неотъемлемой частью дошкольного образования и значительно способствуют развитию детей в этом возрастном периоде.
1. Аверина Л., Панифидинова И., Сапожникова Н. Интернет среда и не только // Дошкольное воспитание - 2007 - № 7 - с.97 - 102.
2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание - 1995 - № 4.
3. Болотова А. К., Макарова И. В. Прикладная психология: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 383 с.
4. Карелина О. И. Характеристика современных парциальных программ развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Academicka psychologie. – 2017. – № 4. – С. 20–33.
5. Майданкина Н. Ю. Конструирование регионального навигатора парциальных образовательных программ дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2017. – № 1. – С. 105–109.
6. Пороткина В. Ф., Демидова О. Г. Оценивание качества образовательной деятельности в парциальной программе // Инновационная деятельность в образовательных организациях: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2018. – С. 118–123.
7. Сидорова Е. И., Милаева О. И., Михайлина Н. А. Использование парциальных программ для формирования основ краеведения у дошкольников // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. – № 3(10). – С. 54–56.
8. Слепцова И. Ф. Парциальные программы дошкольного образования в контексте ФГОС ДО // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 10. – С. 4–12.
9. Тавстуха О. Г., Муратова А. А. Особенности проектирования парциальной образовательной программы дошкольного образования в современных условиях // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2016. – № 11–4(19). – С. 95–99.