Введение
1. Взгляды Маркса на политические реформы
2. Идеи равенства в политических воззрениях Маркса
3. Политическая власть в учении Маркса
Заключение
Список использованных источников
Реферат|Право
Авторство: gotovoe
Год: 2023 | Страниц: 22
Введение
1. Взгляды Маркса на политические реформы
2. Идеи равенства в политических воззрениях Маркса
3. Политическая власть в учении Маркса
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования заключается в том, что тория царской, советской и современной России являет собой длинную череду «догоняющих модернизаций», ни одна из которых не увенчалась бесспорным успехом. В том числе и попытка «построения коммунизма», неудачи которой задним числом поспешили записать и на счет классического марксизма.
Еще несколько лет назад марксизм был неактуален, но продемонстрировать эту актуальность было бы непросто.
Сегодня, как оказалось, говорить об актуальности политических взглядов Маркса куда проще, поскольку никакого иного системного дискурса, никакого иного языка, на котором можно было бы рассуждать об общественном развитии, не существует. При этом стало понятно, что история тронулась с места и на глазах ускоряет свой ход.
Несмотря на то что марксизм являлся господствующей идеологией еще совсем недавно, странным образом его положения, понятия и категории в значительной степени преданы забвению, что демонстрирует, с какой энергией они практически «выталкивались» из общественного сознания. Катастрофическая делегитимация марксизма, осуществленная в отношении как самой теории основоположников марксизма К. Маркса и Ф. Энгельса, так и ее интерпретаций последователями, приобрела разные оттенки и в конкретных случаях специфические особенности. Если на Западе речь, скорее, может идти о встраивании марксизма в неолиберальный дискурс, то в Восточной Европе и особенно на постсоветском пространстве, марксизм подвергся гласной и негласной обструкции со стороны всей системы официальных институтов.
Цель исследования: анализ политических взглядов Маркса.
Задачи исследования:
-рассмотреть взгляды Маркса на политические реформы;
-изучить идеи равенства в политических воззрениях Маркса;
-описать политическую власть в учении Маркса.
Очень часто можно встретить суждение о том, что К. Маркс видел в основании развития общества экономическую обусловленность всех социальных процессов и явлений. На этом, как правило, выстраивают свою аргументацию и западные, и отечественные критики марксизма. Это, конечно, грубая неточность1. На самом деле экономическая обусловленность социальных процессов присуща только одной – экономической – формации, причем наиболее полное выражение такая обусловленность получает только на этапе совершенного развития экономической формации – при капитализме.
Карл Маркс в предисловии «К критике политической экономии» пишет: «В общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи общественной экономической формации»2.
Раньше, то есть в докапиталистические эпохи общественно-экономической формации, экономическая обусловленность процессов социальной жизни выступала крайне опосредованно и вещные, экономические отношения почти полностью скрывались под системой личных связей. Только в капиталистическую эпоху личные связи уступают место тотальной экономической обусловленности. Более того, не кто иной, как К. Маркс, считал такое положение вещей, а именно экономическую обусловленность всех сторон жизни, несправедливым и невыносимым, с которым можно покончить и должно быть покончено.
Занятно, что К. Маркса критикуют именно за то, что утверждает не он, а сами буржуазные социологи и экономисты – апологеты рыночной экономики и распространения рыночных отношений на все стороны общественной жизни, например представители австрийской экономической школы. Рыночный фундаментализм последних как раз и базируется на представлениях о тотальной обусловленности общественной жизни экономическими (т. е. рыночными) отношениями. Отличие между ними и К. Марксом заключается в том, что мыслитель полагал такое положение вещей не идеалом на все времена и концом истории, а тем, что обусловливает несвободу человека и потому невыносимо. При этом такое положение вещей имеет конкретно-исторический характер, т. е. оно когда-то появилось и, соответственно, когда-нибудь завершится.
Существенная часть теории К. Маркса и объясняет, почему и как это произойдет. Однако именно поэтому главные претензии ставятся в упрек таким важным элементам марксизма, как теория общественного развития, классовая борьба и социальная революция, объявленным едва ли не формой экстремизма. Поскольку же идея классовой борьбы основана на представлении о классовом делении общества и социальном неравенстве, то и представление о классах как ключевом элементе социальной структуры общества попало под запрет.
Васильев В.А. Творческая эволюция взглядов К. Маркса // Социально-гуманитарные знания. – 2018. – № 4. – С. 7 – 19.
История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2018. – 800 с.
Маркс К. Критика политической экономии. – М.: Генезис, 2019. – 228 с.
Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 13. – М.: Энциклопедия, 2019. – 375 с.
Сидоров В.Г. Противоречивая природа государственной власти (о взглядах К. Маркса и М. Вебера) // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – № 3. – С. 15 – 20.
Сухих В.В. К Маркс о доверии в капиталистической экономике // Журнал экономической теории. – 2018. – № 4. – С. 659 – 662.
Шевченко В.Н. Маркс и марксизм: взгляд из XXI века // Философские науки. – 2018. – № 1. – С. 7 – 26.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!