ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и принципы независимой антикоррупционной экспертизы
1.2. Организация проведения независимой антикоррупционной экспертизы в нормативных правовых актах органов государственной и муниципальной власти
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НЕЗАВИСИМОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Роль Министерства юстиции Российской Федерации в организации независимой антикоррупционной экспертизы
2.2. Перспективы и видения развития практики осуществления независимой антикоррупционной экспертизы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования выбранной темы работы обусловлена тем, что коррупция образовала серьезные препятствия на пути поступательного развития рыночной экономики, создания и функционирования демократических институтов, развития правосознания и, как следствие этого, повлекла снижение доверия общества к государственной власти, разочарование в демократических преобразованиях, социально-экономических реформах, а также падение авторитета нашей страны на международной арене.
В последнее время все большее внимание уделяется проблеме коррупции в нашей стране. По мнению исследователей, коррупция является одной из угроз национальной безопасности или, как отмечает в своем послании президент Д.А. Медведев, одним из главных барьеров на пути нашего развития. Действительно, по данным фонда «Индем», коррупция стоит России 318 млрд. долларов в год, то есть около трети ВВП. А. Голубев, председатель Комитета по борьбе с коррупцией отмечает, что 40% затрат бизнеса – коррупционные издержки и коррупция в России представляет большую опасность, чем, например, терроризм.
Цель исследования – выявить порядок, сущность и особенности проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
Задачи исследования:
- проанализировать правовые основы проведения независимой антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации;
- исследовать понятие и принципы независимой антикоррупционной экспертизы;
- охарактеризовать организацию проведения независимой антикоррупционной экспертизы в нормативных правовых актах органов государственной и муниципальной власти;
- выявить субъекты проведения независимой антикоррупционной экспертизы;
- определить проблемы и перспективы независимой антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации;
- обозначить роль Министерства юстиции Российской Федерации в организации независимой антикоррупционной экспертизы;
- рассмотреть практику проведения независимой антикоррупционной экспертизы;
- найти перспективы и видения развития практики осуществления независимой антикоррупционной экспертизы.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.
Методы исследования, используемые в работе: общенаучные методы, формально-юридический метод, комплексное исследование соотношения норм и положений правовой базы и их практического применения.
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и принципы независимой антикоррупционной экспертизы
Антикоррупционной экспертизой признается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, имеющая целью предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции); выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.
Предполагается, что эффективная антикоррупционная экспертиза может возыметь превентивное значение при пресечении коррупционных преступлений посредством выявления коррупционных и коррупциогенных составляющих того или иного акта или проекта.
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выделил следующие принципы:
1. Обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов должна проводиться при осуществлении мониторинга их применения. В свою очередь, мониторинг применения вступивших в законную силу правовых актов является обязанностью любого правотворческого органа и неотъемлемой частью правотворческой деятельности в целом. Кроме того, к мерам по профилактике коррупции отнесено рассмотрение в органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики, по результатам вступивших в законную силу решении судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными – решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
В общеправовом смысле рассматриваемый принцип предполагает обязанность государственных органов проводить антикоррупционную экспертизу каждого проекта нормативного правового акта.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 30 (часть I). – Ст. 4203.
2. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (ред. от 21.10.2013) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 29. – Ст. 3609.
3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
4. Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 года № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных и федеральных законов» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 7. – Ст. 939.
5. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (ред. от 10.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 10. – Ст. 1084.
6. Агеев В.Н., Бикмухаметов А.Э., Матковский П.А., Кабанов С.В. Принципы организации производства антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в современной России // Следователь. – 2010. – № 2. – С. 4-6.
7. Акопджанова М.О. Особенности применения законодательства об антикоррупционной экспертизе // Административное и муниципальное право. –2014. –№ 8. – С. 873-876.
8. Алешкова Н.П. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов: актуальные проблемы и возможные решения // Муниципальное право. – 2013. –№ 2. – С. 31-38.
9. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы теории и практики: Монография / Е.Р. Россинская, Е.И. Галяшина. – М.: Норма; ИНФРА-М, 2014.
10. Астанин В.В. Обеспечение репрезентативности экспертизы на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов / М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина; [сост. Е.Р. Россинская]. – М.: Проспект, 2010.
11. Бахтина М.С. К вопросу о принципах проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 1. – С. 107-113.
12. Беше-Головко К. Россия: государство и суверенитет versus общество и легитимность // Сравнительное конституционное обозрение. – 2011. – № 3(82). – С. 134-146.
13. Васильева С.В. Правовой институт лоббизма в России: оценка законодательства и перспектив формирования // Сравнительное конституционное обозрение. – 2013. – № 1. – С. 136-148.
14. Власенко Н.А., Грачева С.А., Рафалюк Е.Е. Теоретический анализ правовых средств и правовых моделей противодействия коррупции // Журнал российского права. – 2012. –№ 11. – С. 68-80.
15. Власов И.С. Правовые акты: антикоррупционный анализ / Отв. ред. В.Н. Найденко, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева. – М., 2010.
16. Иванов И. Эксперт, от которого ничего не зависит // ЭЖ-Юрист. – 2012. – № 43. – С. 13.
17. Качалов В.В. Общественная антикоррупционная экспертиза законодательства как элемент системы защиты прав граждан от коррупции // Безопасность бизнеса. – 2012. –№ 3. – С. 2-3.
18. Корякин В.М. Организация антикоррупционной экспертизы правовых актов в Минобороны России и других органах государственной власти: сравнительно-правовой анализ // Военное право. – 2010. – № 2. – С.40.
19. Методика первичного анализа (экспертизы) коррупциогенности нормативных правовых актов / Э.В. Талапина, В.Н. Южаков; Под ред. В.Н. Южакова. – М., 2007.
20. Нестеров А.В. О судебном антикоррупционном нормоконтроле // Право и безопасность. – 2010. – № 3. – С. 54-59.
21. Образцова С.В. Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов: проблемы и практика // Практика муниципального управления. – 2016. – № 4. – С. 34.