ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ
1.1. Социально-исторические предпосылки возникновения социологии
1.2. Научные предпосылки зарождения российской социологии
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
2.1. Российская социология до революционных событий 1917 года
2.2.Развитие социологии в СССР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Развитие социологии в России – это очень волнующий и в то же время очень драматичный процесс. Во второй половине XIX века, по мере развития социологии на Западе, в Россию стали проникать новые общественные науки. Российское научное объединение сразу же обнаружило новаторский характер теории Конта, Спенсера и Милля. Эти представления ранней классической социологической мысли стали самыми читаемыми авторами среди просвещенной публики. В то же время влияние марксистской теории росло, и к концу XIX века она не только приобрела академический вес, но и превратилась в политическое движение.
Социология–это исследование человеческих отношений, которое направлено на выявление причинно-следственных связей, образующихся в процессе общественных отношений между людьми, взаимодействий и отношений между индивидами и группами.
Социология–это одна из социальных наук и наук о поведении, поэтому она отличается от естественных (биология, физика, химия) и гуманитарных наук (литература, музыка, искусство). Все социальные науки имеют дело с человеческим поведением: антропология, история, социология, психология, экономика, политология. Каждый из них имеет свой собственный взгляд на вещи и отличается друг от друга.
На ранних этапах своего развития российская социология не выступала в защиту теоретиков мирового уровня, но для ведущих социологов России было характерно стремление найти и подчеркнуть новейшие достижения западноевропейской и американской социологии, высокую духовную культуру, специфические черты русской социологической мысли, отражавшие российскую историческую и социальную идентичность.
Тема работы актуальна, так как социологическая мысль в России развивается как часть мировой социологической науки. Под влиянием различных течений западной социологии они выдвигают собственные теории, отражающие своеобразие развития российского общества.
При написании курсовой работы мы опирались на труды следующих авторов: Абдулатипов Р.Г., Арзамаскин Н. Н., Бутаев И.А., Гайдук В., Глазырина М.В., Грицай Я.Е., Грудинин Н.С., Котляр Н.Ф. Кочетков В.В. и др.
Целью исследования является изучение становления российской социологии.
Объект исследования – развитие социологии в России.
Предмет исследования –основные этапы развития социологической мысли в России.
Для достижения этой цели были определены следующие задачи:
изучить социально-исторические предпосылки возникновения социологии ;
рассмотреть научные предпосылки зарождения российской социологии;
изучить российскую социологию до революционных событий 1917 года;
проанализировать развитие социологии в СССР.
Теоретическую и методическую основу курсовой работы составили труды отечественных социологов по истории возникновения и развития социологии в России.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ
1.1. Социально-исторические предпосылки возникновения социологии
Социология появилась в России во второй половине XIX века, в 1861 году она объявила об отмене крепостного права, положив начало новой эпохе не только экономического развития, но и социальных, политических и духовных процессов в жизни страны.
В экономической сфере развитие отношений между промышленным производством и капитализмом открыло путь. Стал появляться новый тип хозяйства, как в городе, так и в деревне, что требовало особого теоретического осмысления, поскольку концепция развития западного капитализма не вписывалась в реалии России.
Наличие мощных пережитков феодально-крепостнических явлений, господство сельских общин как основы экономических и социальных отношений и многое другое обусловили необходимость специальных научных объяснений. Им же необходимо объяснить сложные и изменяющиеся процессы социальной структуры российского общества, связанные с возникновением новых классов и сословий, таких как городская и сельская буржуазия, городской и сельский пролетариат, разночинцы.
С появлением революционно-демократической партии, народников и других общественных движений произошло крупное оживление общественной жизни, все выступали против правящего царского режима и поддерживали его.
Как важное социальное явление формируется общественное мнение, которое становится необходимым условием изучения и рассмотрения всех доминирующих и противостоящих структур.
Таким образом, возникает новая наука для возникновения в России социально-экономических и политических предпосылок-социология.
Для них предпосылка природы-наука, а идеология-теория, без которой возникновение невозможно и должно быть полностью"восполнено".
В качестве первого следует назвать крупнейшее научное открытие середины XIX века. Это теория эволюции Ч. Дарвин, Т.Шванн, М..Шлейден добился значительных успехов в клеточной теории, физике, астрономии, математике и химии. Открытие многих основных законов природы, а также использование строгих и точных методов для получения естественнонаучных знаний не могут не ставить аналогичные вопросы об обществе и его методах исследования.
Главную роль социологии в становлении России играют идеологические и теоретические предпосылки, проявляющиеся в наличии и влиянии отдельных социальных концепций в стране и за рубежом.
Одной из особенностей возникновения русской социологии является то, что в России этот процесс происходит в то время, когда социология в Западной Европе активно развивалась, благодаря О.Конт,Г.Спенсер, труды К.Маркса и многих других представителей этой науки не принадлежат к числу классиков, но внесли значительный вклад в ее конституирование.
Разница во времени между появлением российской социологии и "большой сестрой" Западной Европы составляет около 30 лет. Поэтому работа вышеназванных социологов не может не отразиться на некоторых концепциях России.
Так, известно, что первым познакомил российского читателя с идеями Конта В.Н. Майков, опубликовавший в 1845 г. статью "Общественные науки в России", в которой вслед за французским социологом поставил задачу формирования новой общественной науки о законах социальной жизни людей и народов. Правда, в этой статье он оспаривал нужность термина "социология", используя вместо него другой термин - "социальная философия".[1] Но в данном случае значение имеет не это, а другое обстоятельство: стала внедряться в сознание общества идея плодотворности новой науки об обществе.
Балабанов, С. С. Нижегородские социологи: учителя и ученики // Социс. – 2008. - № 7. С. 1-8.
Бенедиктова, А. А. Сегодня судьба социологии как судьба России // За науку. – 2005. - № 41. – 8-10.
Бессонова, О.Э. Новосибирская экономико-социологическая школа в российской социологии [Электронный ресурс] / О.Э. Бессонова. – Режим доступа: http://nesch.ieie.nsc.ru/nesinrus.html (дата обращения: 29.11.2020).
Виноградов, В. Д. Политическая социология: учебное пособие // СПб.: Изд-во С.‑Петерб. ун-та, 2001. 176 с.
Волков, Ю. Г. Становление и развитие социологии в Ростовском регионе // Социс. – 2008. - № 8. С. 84-87.
Голенкова, З. Т. Социальная стратификация российского общества // М.: Летний сад, 2003. С. 345
Горшков, М. К. Вехи истории. 2005-настоящее время // Социс. – 2008. - № 6. С. 28-34.
Готлиб, А. С. Социология в Поволжье: попытка этнографии / А. С. Готлиб // Социс. – 2008. - № 6. С. 1-15.
Давыдов, А. А. Системная социология – социология XXI века? / А. А. Давыдов // Социс. – 2006. - № 6. С. 1–12.
Дробижева, Л. М. Вехи истории 2000-2005 // Социс. – 2008. - № 6. С. 21-28.
Жуков, В. И. Социология в современной России: доклад на Учредительном съезде Союза социологов России 27 июля 2007 г. // Социс. – 2007. - № 12. С. 4-12.
Заславская, Т. И. Современное российское общество: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. – 2004. - № 6. С. 5-18.
Зборовский, Г. Е. Социология на Урале: особенности, достижения и проблемы // Социс. – 2008. - № 6. С. 69-73.
Зборовский, Г. Е. История социологии // М.: Гардарики, 2004. С. 608 .
Зверева, Н. В. Исследование системы демографического поведения и развитие теории воспроизводства населения / Н. В. Зверева; Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». В 3-х т. – М.: Альфа, 2003. – Т. 2. С. 225-240.
Институт гендерных исследований [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.soc.spbu.ru/rus/science/centers/gender (дата обращения: 29.11.2020).
История создания института [Электронный ресурс]: официальный сайт ИСПИ РАН. – Режим доступа: http://www.isprras.ru/pages_14/index.html
Из истории факультета [Электронный ресурс]: официальный сайт социологического факультета МГУ. – Режим доступа: http://www.socio.msu.ru/?s=main&p=history. (дата обращения: 29.11.2020).
Матвеева, Н.А. Инерционность системы образования в России начала XXI века / Н. А. Матвеев; Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». В 3-х т. – М.: Альфа, 2003. – Т. 2. С. 494-509.
Матвеева, Н. Ю. К вопросу о возрождении традиций отечественной социологии // Шестые Ковалевские чтения. Материалы научно – практической конференции. – Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2011. С. 120–123.
Медков, В. М. Демография: учебное пособие // М.: Инфра-М, 2007. С.448.
Минюшев, Ф. И. Социальная антропология: от классических теорий к исследованию констант человеческой жизни / Ф. И. Минюшев; Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». В 3-х т. – М.: Альфа, 2003. – Т. 3. С. 711-741.
Направления научно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ssc-ras.ru/ras/page385.html. (дата обращения: 29.11.2020).
Немировский, В. Г. Развитие социологической науки в Красноярском крае (60-е годы XX в. – начало XXI в.) // Социс. – 2008. - № 7. С. 1-9.
Немировский, В. Г Региональные социологические школы на пороге XXI века / В. Г. Немировский // Социс. – 2002. - № 9. С. 135–136.
Немировский. В.Г. Универсумная парадигма современной российской социологии как перспектива развития // Социология. Научно-теоретический журнал. – 2004. - № 1. – С. 39-49.
Осипов, Г. В. Российская социология в XXI веке // Социс. – 2004. - № 3. С. 3-15.