Введение
Глава 1. Теоретические аспекты прогнозирования и программирования как формы государственного регулирования экономики
1.1 Сущность и роль прогнозирования и программирования в системе государственного регулирования экономики
1.2 Особенности программно-целевого подхода в государственном регулировании экономики
Глава 2. Анализ нормативно-правового регулирования прогнозирования и программирования в регулирования экономики РФ
2.1 Общая характеристика нормативно-правовых актов в сфере прогнозирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации
2.2 Анализ эффективности и направлений развития прогнозирования и программирования в системе государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы работы обусловлена следующими обстоятельствами. Концепция прогнозирования и программирования играет решающую роль в способности государства эффективно регулировать и управлять экономикой. В постоянно меняющемся глобальном ландшафте правительства должны принять активный подход к экономическому управлению.
Необходимо понимание значения прогнозирования и программирования в государственном регулировании экономики, а также и понимание используемых инструментов и методологий, их влияния на формулирование политики, а также определение проблем, связанных с этой сложной задачей.
Степень разработанности темы. Вопросы прогнозирования и программирование как формы государственного регулирования экономики исследуются современными авторами работ по государственному и муниципальному управлению С.Н. Сильверстова, В.Г. Старовойтова, В. П. Бауэр А.М. Лялина, А.В. Зозули, Т.Н. Ереминой, П. В. Зозули и др.
Целью работы является определение особенностей прогнозирования и программирования как формы государственного регулирования экономики.
Для целей работы необходимо решить такие задачи:
исследовать сущность и роль прогнозирования и программирования в системе государственного регулирования экономики;
выделить особенности программно-целевого подхода в государственном регулировании экономики;
дать общую характеристику нормативно-правовых актов в сфере прогнозирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации;
выявить эффективность и направления развития прогнозирования и программирования в системе государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации.
Объект исследования: прогнозирование и программирование как формы государственного регулирования экономики
Предмет исследования: содержание и принципы реализации прогнозирования и программирования национального развития.
Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемой литературы и источников.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования послужили фундаментальные исследования и работы зарубежных и российских ученых.
Методологическую базу исследования образуют общенаучные методы познания, в первую очередь – диалектический и историко-логический.
Информационную базу исследования составили нормативные правовые акты Российской Федерации.
Глава 1. Теоретические аспекты прогнозирования и программирования как формы государственного регулирования экономики
1.1 Сущность и роль прогнозирования и программирования в системе государственного регулирования экономики
Прогнозирование в контексте экономики — это процесс прогнозирования будущих экономических условий и тенденций на основе исторических данных, текущей информации и различных аналитических методов[1]. Экономисты и политики используют прогнозирование как ценный инструмент для принятия решений и планирования политики. Для понимания прогнозирования в государственном регулировании экономики важны несколько ключевых аспектов:
Прогнозирование начинается с анализа исторических экономических данных, включая рост ВВП, уровень безработицы, инфляцию, торговые балансы и многое другое. Прошлые результаты дают представление о тенденциях и закономерностях, которые могут служить основой для будущих прогнозов.
Кроме этого, тщательно отслеживаются различные экономические показатели, такие как потребительские настроения, строительство жилья и розничные продажи. Эти индикаторы дают представление о состоянии экономики в режиме реального времени и могут использоваться для корректировки прогнозов.
Для прогнозирования используются различные математические и статистические методы, такие как анализ временных рядов, регрессионный анализ и эконометрическое моделирование. Эти инструменты помогают выявить взаимосвязи между различными экономическими переменными и разработать модели для прогнозирования будущих результатов.
Прогнозирование часто сочетает количественные методы с экспертными мнениями экономистов и специалистов отрасли. Эти мнения дают качественную перспективу и могут помочь уточнить прогнозы.
Эффективное экономическое регулирование со стороны государства во многом зависит от точного прогнозирования. Государство использует прогнозы, чтобы:
- проводить формулирование налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Точные прогнозы экономического роста, инфляции и уровня безработицы определяют формулировку бюджетной и монетарной политики. Эта политика необходима для стабилизации экономики и обеспечения ее устойчивого роста;
- проводить планирование инфраструктуры и государственных инвестиций. Государства используют экономические прогнозы для планирования развития инфраструктуры и проектов государственных инвестиций. Это гарантирует эффективное распределение ресурсов для удовлетворения меняющихся потребностей экономики;
- выполнять мониторинг экономических показателей. Регулярно обновляемые экономические прогнозы помогают политикам отслеживать фактические показатели экономики по сравнению с прогнозами. Это позволяет своевременно вносить коррективы в политику, когда это необходимо;
- составлять прогноз доходов и расходов. Прогнозирование играет решающую роль в оценке государственных доходов и расходов. Это жизненно важно для создания реалистичных бюджетов и предотвращения бюджетного дефицита;
- нивелировать экономические риски, потрясения, катаклизмы. Перед лицом экономических потрясений, как внутренних, так и международных, прогнозирование предоставляет правительствам основу для реагирования на такие события и смягчения их последствий[2].
Программирование в контексте экономического регулирования относится к процессу создания детальных, действенных планов и политики, основанных на прогнозах. Этот этап включает в себя разработку политики и стратегии для достижения экономических целей с учетом ожидаемых экономических условий.
К ключевым компонентам программирования в государственном регулировании экономики относится:
- разработка ряда политик, таких как налоговая политика, торговая политика и промышленная политика, для решения конкретных экономических задач. Эта политика адаптирована к прогнозируемой экономической среде;
- распределение ресурсов между различными секторами и проектами. Эффективное распределение гарантирует, что ресурсы используются в соответствии с экономическими приоритетами и целями правительства;
- эффективная реализация политики. Для этого создаются планы, которые устанавливают сроки, обязанности и показатели эффективности для отслеживания прогресса;
- оценка и корректировка эффективности политики. Если политика не приносит желаемых результатов, ее можно скорректировать на основе последних экономических прогнозов;
- долгосрочное планирование, которое включает в себя разработку стратегии устойчивого развития, роста человеческого капитала и экологической устойчивости[3].
Библиографический список
1. Нормативные правовые акты
Конституция РФ // [Электронный ресурс] // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»
Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» // [Электронный ресурс] // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»
Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) // [Электронный ресурс] // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»
Основы государственной политики регионального развития РФ до 2025 года (утверждены Указом Президента РФ от 16 января 2017 года № 13) // [Электронный ресурс] // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»
Стратегия национальной безопасности РФ (утверждена Указом Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400) // [Электронный ресурс] // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»
Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в РФ (Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 года № 633) // [Электронный ресурс] // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»
2. Учебники, монографии, сборники статей, статьи и пр.
Сравнительный анализ проблем реализации национальных проектов на региональном уровне / А.М. Лялин, А.В. Зозуля, Т.Н. Еремина, П. В. Зозуля // Муниципальная академия. - 2021. - № 1. - С. 148-156.
Стратегическое планирование в государственном секторе экономики: монография / С.Н. Сильверстов, В.Г. Старовойтов, В. П. Бауэр [и др.]; под ред. С. Н. Сильверстова. - М., 2021. - 342 с.
Строев П.В. Опорные регионы пространственного развития России: бюджетный аспект / П.В. Строев, М.В. Мильчаков, О.В. Пивоварова // Финансы: теория и практика. - 2021. - Т. 25 № 2. - С. 53-75
Структурная трансформация региональной экономики: монография / Т.В. Ускова, Е.В. Лукин, Е.Г. Леонидова [и др.]; науч. рук. Т.В. Ускова. - Вологда, 2021. - 231 с.
Сурнина Н.М. Стратегическое планирование регионального и инфраструктурного развития: взаимосвязь, противоречия, риски / Н.М. Сурнина, Е.А. Шишкина // Научные труды Вольного экономического общества России / Вол. экон. о-во России; [гл. ред. С.Д. Бодрунов]. - М., 2021. - Т. 230: Московский академический экономический форум 2021. - С. 489-495
Туровский Р.Ф. Региональная политика Правительства: оперативные и стратегические задачи / Р.Ф. Туровский // Независимая газета. – 2022. - 28 янв. – С. 2 Участие бизнеса в развитии социальной сферы: новые подходы и решения: инфодосье к заседанию Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ при Совете Федерации / Управление библиотечных фондов (Парламентская библиотека). – М., 2022. - 27 с.
Хубаев Т.А. Региональная политика: проблемы и концептуальные основы / Т.А. Хубаев, В.Т. Бетанов, М.А. Ковалева // Региональная экономика: теория и практика. - 2022. - Т. 20 № 3. - С. 406-423.
Цакаев А.Х. Стратегическое планирование развития субъекта РФ: проблемы и решения / А.Х. Цакаев // Страховое дело. - 2021. - № 3. - С. 13-23.
3. Электронные ресурсы
Материалы парламентских слушаний на тему: «Новые подходы к стратегическому планированию в РФ: вопросы регионального развития». Режим доступа: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/137091/ (дата обращения 1.12.2023)