Курсовая работа|Социология

Профилактика девиантного поведения старшеклассников в процессе игровой деятельности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 50

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

1.1. Понятие девиантного поведения: сущность, виды, формы

1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего школьного возраста

1.3. Профилактическая деятельность по предупреждению девиантного поведения старших школьников

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

2.1. Эмпирическое исследование по выявлению склонности старших школьников к девиантному поведению

2.2. Игровая деятельность как инструмент профилактики девиантного поведения старшеклассников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Актуальность исследования. Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества подростков имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков – один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение. В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер - больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться.

Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В последние годы в России значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т.п.

Как мы видим, в нашем обществе существует ряд причин для развития личности с девиантным поведением. И одна из основных задач психолога – определение основных направлений восстановления нормального процесса социализации подростка, т.е. разработка основных профилактических мероприятий с применением методов нейролингвистического программирования. Проблемами девиантного поведения занимались такие ученые как Ч. Беккарло, М. Вебер. Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина; современной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева.

Объект исследования: девиантное поведение старшеклассников.

Предмет исследования: профилактика девиантного поведения старшеклассников в процессе игровой деятельности.

Цель исследования – теоретически обосновать и опытным путем определить возможности профилактики девиантного поведения старшеклассников в процессе игровой деятельности.

Задачи исследования:

Изучить понятие девиантного поведения: сущность, виды, формы.

Дать психолого-педагогическая характеристика старшего школьного возраста.

Рассмотреть профилактическую деятельность по предупреждению девиантного поведения старших школьников.

Провести эмпирическое исследование по выявлению склонности старших школьников к девиантному поведению.

Представить игровую деятельность как инструмент профилактики девиантного поведения старшеклассников.

Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение; эмпирические: анкетирование, педагогическое наблюдение, анализ документов.

Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

1.1. Понятие девиантного поведения: сущность, виды, формы

Проблема девиантного поведения изучается уже долгое время, ей посвящено множество публикаций отечественных и зарубежных авторов. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения.

Чтобы отнести то или иное поведение молодых людей к отклоняющемуся или, назвать те или иные поведенческие проявления девиацией, необходимо разобраться, что же такое норма.

Словацкий ученый и педагог Л. Пожар рассматривает понятие нормы в трех аспектах: статистическую, функциональную (индивидуальную) и идеальную. В то же время идеальная норма – это наилучший способ жизнеобеспечения личности в приемлемых условиях жизни социума. Поскольку каждый человек прокладывает свой личный путь развития, любое отклонение от нормального развития можно считать отклонением лишь в сравнении с установленной нормой.

К.К. Платонов определял понятие норма как явление группового сознания в виде представлений о требованиях к поведению, которые создают оптимальные условия быта [28].

По определению Я.И. Гилинского нормой является исторически сложившаяся мера поведения и деятельности людей в обществе [10].

Итак, нормой можно считать эталон поведения, следование личности принятым в сообществе в конкретное время нравственным требованиям. Однако без отклонений от «нормального» образа жизни изменений в обществе не произошло бы, поэтому девиантное поведение является не нарушением каких-либо, а лишь наиболее важных социальных норм для этого общества в настоящее время [13].

Рассмотрим несколько концепций разных исследователей, изучавших тему девиантного поведения.

По определению Я.И. Гилинского, поведение людей является девиантным, если их поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам [10].

Коллектив авторов во главе с академиком В.Н. Кудрявцевым рассматривает девиантное поведение как отклонение, отступление от существующих социальных норм, их нарушение, устойчиво проявляющееся отклонение от социальных норм [18].

Точку зрения Кудрявцева разделяет С.А. Беличева, которая рассматривает девиантное поведение как нарушение процесса социализации детей, поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам [4].

Такие ученые, как К.А. Абульханова-Славская, Н.В. Васина, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенин, девиантное поведение понимают как отклоняющиеся от установленных норм и стандартов отдельные поступки (или их совокупность), входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, социальными и моральными нормами, причем на данном уровне социального и культурного развития [30].

По утверждению Л.В. Мардахаева, чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека в зависимости от его возраста, противоречащее принятым в обществе не только правовым или нравственным нормам, но и ролевым [21].

А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский дают следующее определение девиантному поведению: Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы [31].

Е.В. Змановская рассматривает девиантное поведение как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [12].

Для объяснения девиантного поведения существует три подхода.

Социологические теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным закономерностям, они зависят от времени и общества, их можно прогнозировать, в ряде случаев — ими можно управлять. Наиболее известными представителями данного направления являются О. Конт, Г. де  Тард, А. Кетле, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон. Родоначальником социологии девиантного поведения по праву считается французский социолог Эмиль Дюркгейм.

Теории, объясняющие отклоняющееся поведение с точки зрения биологических причин, вероятно, появились одними из первых. Первоначально исследователи обращали внимание преимущественно на конституциональные особенности. Чезаре Ломброзо (1836-1909) предложил биосоциологическую теорию, в которой связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. Другим ярким представителем данного направления выступает американский врач и психолог Уильям Шелдон (1898-1984), который обосновал связь между типами темперамента (и поведения), а также типами соматического строения человека [15].

Психологические теории девиантного поведения рассматривают личность и ее поведение с точки зрения психологических характеристик человека. В основе психологического направления исследований девиаций лежит ряд психологических идей, и в частности психоанализ, разработанный видным австрийским врачом Зигмундом Фрейдом и развитый в работах психологов Э. Эриксона, К. Лоренца, Э. Фромма, А. Адлера, К. Хорни, О. Эйкхорна [43].

 

 

Алексеева Л.С. Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение / Л.С. Алексеева. – Москва: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. – 180 с.

Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – Москва: Просвещение, 2011. - 430 с.

Барышникова Н.А. «Восхождение» - программа реабилитации так называемых «трудных» / Н.А. Барышникова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 22 с.

Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – Москва: Социальное здоровье России, 2009. – 224 с.

Белкин А.С. «Трудные» подростки / А.С. Белкин. Москва: Воспитание школьников, 2011. – 221 с.

Вахрамеева О.А. Моделирование социально-культурной деятельности в профилактике девиантного поведения подростков / О.А. Вахрамеева. // МНКО. – 2010. – №5. – С.163-165.

Волков Д.В. Анализ концепции девиантного поведения несовершеннолетних по материалам США и Великобритании / Д.В. Волков. – Санкт-Петербург: Речь, 2014. – 190 с.

Вульфов Б.З. Интересы и потребности детей и подростков / Б.З. Вульфов. – Москва: Сфера, 2011. – 144 с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: Проблемы развития психики / Л.С. Выготский; под ред. А. М. Матюшкина. – Москва: Педагогика, 2016. – 368 с.

Гилинский Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я.И. Гилинский, В.Г. Афанасьев. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 167 с.

Денисов И.Г. Организация социально-психологического тренинга профилактики асоциального поведения подростков / И. Г. Денисов // Вестник ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – №4 (26). – С. 133-136.

Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. – Москва: Педагогика, 2014. – 288с.

Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: Учебник для вузов. 5-е изд. / Б.Д. Карвасарский. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. — 896 с.

Кириленко И.Н. Влияние семейных отношений на развитие агрессии в подростковом возрасте / И.Н. Кириленко. – Санкт-Петербург: Речь, 2012. – 25 с.

Клейберг Ю.А. Профилактика девиантного поведения школьников средствами сопровождения учебно-воспитательного процесса / Ю.А. Клейберг.– Москва: Сфера, 2013. – 198 с.

Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. – Москва: Сфера, 2003. – 160 с.

Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 224 с.

Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения. Введение в общую теорию / В.Н. Кудрявцев, В.С. Нерсесянц, Ю.В. Кудрявцев. – Москва: Юрид. лит., 1984. – 320 с.

Кулагина И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва, 2001. – 390 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. – Москва: Политиздат, 2013. – 304 с.

Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. / Л.В. Мардахаев. – Москва: Юрайт, 2011. – 797 с.

Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 432 с.

Мизина Н.Н. Осуществления психологической поддержки родителей и подростков с асоциальным поведением в деятельности практического психолога / Н.Н. Мязина. – Санкт-Петербург: Речь, 2012. – 37с.

Мухина B.C. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты): 2-е изд., исправл. и доп. / В.С. Мухина. – Москва, 2010. – С. 415.

Паатова М.Э. Теоретико-методологический анализ социально-педагогических феноменов «Девиантное поведение» и «Делинквентное поведение» подростков / М.Э. Паатова, С.Н. Бегидова, Н.Х. Хакунов. // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2012. – №1. – С.96-104.

Панцырь С.Н. Личностные особенности подростков с девиантными формами поведения / С. Н. Панцырь, А. П. Новгородцева // Культурно-историческая психология. – 2013. – № 2. – С. 64–72.

Паршева Е.А. Особенности профилактики отклоняющегося поведения современных подростков / Е.А. Паршева. // Форум молодых ученых. – 2018. – № 3 (19). – С. 479-485.

Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 213 с.

Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. / Под общей редакцией А.И. Подольского. – Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 1996. – 128 с.

Психология и педагогика / Под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. – Москва: Совершенство, 1998. – С. 268-269.

Психология. Словарь / под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Политиздат, 1990. – 494 с.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райс. – Москва: Сфера, 2014. – 164с.

Райфшнайдер Т.Ю. Социализация девиантных подростков в общеобразовательной школе. / Т.Ю. Райфшнайдер. – Москва: РУДН-ЮНЕСКО, 2014. – 108с.

Регуш Л.А. Психология современного подростка. / Л.А. Регуш. – Москва: Просвещение, 2014. – 400 с.

Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения у подростков / Л.М. Семенюк. – Санкт-Петербург: Речь, 2015. – 96 с.

Славина Л.С. Трудные дети. Избранные психологические труды – М.: Издательство психолого-социального института, Воронеж, НПО «МОДЭК», 2012, 432с.

Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2014. – 160 с.

Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей / В.Г. Степанов. – Москва: Академия, 2012. – 320 с.

Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – Москва: Изд-во МГУ, 1983. – 324 с.

Усова Е.Б. Психология девиантного поведения: учеб.- метод. комплекс / Е.Б. Усова. – Минск: Изд–во МИУ, 2010. – 180 с.

Чуносов М. А. Практический аспект организации профилактики делинквентного поведения сельской молодежи / М. А. Чуносов // Теории и проблемы политических исследований. – 2017. – №2. – С. 504-514.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – Москва, 2016. – 327 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. / Э. Эриксон. – Москва, 1996. – 344 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское