Введение
4. Основная часть
5. Глава I. Понятие, виды и история происхождения искусства
6. 1.1. Понятие и сущность искусства
7. 1.2. Происхождение и виды искусства
8. Глава II. Искусство и его роль в жизни современного общества
9. 2.1. Искусство как современное общественное явление
10. 2.2. Роль искусства в современном обществе
11. Заключение
12. Список литературы
Актуальность темы исследования. Одна из основных задач нашего общества, стоящих перед системой современного образования, ‒ формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы быта и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям, накопленным обществом в процессе его существования.
Формирование личности во всей многогранности ее культурного развития, профессионализме, сознательной дисциплине, высокой нравственности является одновременно целью культуры и непременным условием культурного прогресса.
Изучение искусства разных народов и разных эпох, при условии понимания его сути, позволяет понять общую природу соответствующих культур.
Объектом исследования являются социальные отношения и взаимодействия, возникающие в пространстве взаимодействия искусства и общества.
Предметом исследования является искусство как социальный институт.
Цель исследования: определить и охарактеризовать роль искусства в жизни современного общества.
Задачи исследования:
- изучить понятие и сущность искусства;
- проанализировать происхождение и обозначить виды искусства;
- охарактеризовать искусство как современное общественное явление;
- определить роль искусства в современном обществе.
Глава I. Понятие, виды и история происхождения искусства
1.1. Понятие и сущность искусства
Среди элементов системы духовной жизни человечества, таких как: религия, философия, наука ‒ искусство занимает особое место, поскольку оно так или иначе входит в повседневную жизнь каждого человека: будь он ученый, или простой служащий, верующий, или атеист, философ или мирян.
Концепция «искусство» зародилась в Древнем Риме как противопоставление концепции «природы», то есть природы. Оно означало «обработанный», «культивированный», «искусственный» в отличие от «естественного», «изначального», «дикого» и использовалось в первую очередь для отличия растений, выращенных людьми, от диких. Со временем слово «искусство» стало вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий, общими свойствами которых был их сверхъестественный, так сказать «неестественный» характер, их человеческое, а не божественное происхождение. Соответственно, сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец самого себя, как плод преобразования данного Богом или природного материала, попал в сферу искусства, и она приобрела значение «образование», «воспитание» [1, с. 15].
Искусство ‒ явление неоднородное, трудно поддающееся определению, и при первом подходе к выяснению его сущности ясно только одно ‒ представление об искусстве изменилось, меняется, и мы вкладываем в это понятие совершенно иной смысл, чем люди предыдущих эпох.
«Пифагорейцы говорили, что искусство очищает человека. Аристотель разработал и ввел в эстетику категорию катарсиса ‒ очищения с помощью «подобных аффектов» (чувств). Показывая героев, прошедших тяжелые испытания, искусство заставляет людей сопереживать им, очищая внутренний мир зрителей и читателей. Аристотель разработал эти положения исходя из воздействия на зрителя трагического произведения. Вероятно, проблема комического катарсиса получила развитие в утерянных частях «Поэтики». Это предположение согласуется с научной традицией относиться к катарсису как к общей эстетической категории, отражающей образовательную функцию искусства.