Введение
1.Предпосылки появления Российской государственной системы
тестирования
- Цели, задачи и принципы создания Российской государственной системы тестирования иностранных граждан по русскому языку
- Методическое обеспечение Российской государственной системы тестирования иностранных граждан по русскому языку
4. Управление работой Российской государственной системы тестирования иностранных граждан по русскому языку и нормативно-правовое регулирование
Заключение
Список литературы
Российская государственная система тестирования появилась в 90-х гг. ХХ в. Эта система многоуровневая, позволяющая определять степень сформированности коммуникативной компетенции по русскому языку иностранных граждан. Данная система послужила унификации требований к содержанию обучения русскому языку как иностранному, способствовала интеграции России в мировое образовательное пространство, международному признанию российского сертификата. Теоретические и практические проблемы функционирования системы тестирования по русскому языку как иностранному (далее – ТРКИ) являются и в настоящее время предметом исследования и разработок ученых-методистов и преподавателей-практиков, а также активного обсуждения на научных конференциях.
Цель работы – проследить путь становления российской государственной системы ТРКИ и систематизировать представление о современном состоянии данной системы. Это предполагает, в свою очередь, постановку и решение следующих задач:
- выяснить предпосылки появления системы ТРКИ;
- описать цели, задачи и принципы создания системы ТРКИ;
- охарактеризовать методическое обеспечение;
- рассказать о нормативно-правовом регулировании;
- описать управление работой ТРКИ.
Масштабность задач, поставленных разработчиками системы ТРКИ, колоссальная работа, проделанная ими, безусловно вызывают интерес у широкого круга людей, особенно преподавателей-филологов и методистов, ученых-лингвистов.
- Предпосылки появления Российской государственной системы тестирования
Конец ХХ века ознаменовался одним из наиболее значимых событий в отечественной и мировой истории – распадом мощной и влиятельной державы СССР. Бывшие союзные республики стали независимыми государствами, а страны Восточной Европы, входившие в так называемый соцлагерь, свой политический курс переориентировали на Запад. Новая Россия стала открытой страной. Контакты российских и зарубежных компаний стали расширяться, что стало стимулом для изучения русского языка деловыми людьми, коммерсантами, чиновниками. Стали появляться учебные курсы. Не угасал интерес к российскому образованию. Но для того чтобы его получить, следовало пройти языковую подготовку, которая осуществлялась как за пределами России, так в коммерческих образовательных структурах, появившихся в нашей стране. Иностранные граждане, окончившие российские вузы, возвращаясь на родину, должны были предъявить работодателю вместе с дипломом об образовании документ, подтверждающий тот или иной уровень владения русским языком как иностранным. Это объяснялось изменением статуса русского языка: он утратил свое бесконкурентное положение как в бывших союзных республиках, так и в странах соцлагеря и стал одним из языков международного общения. Иностранные граждане, желающие работать в российско-зарубежной организации, обучаться в вузах нашей страны и окончившие их, нуждались в сертификатах, подтверждающих уровень владения русским языком. Перед российскими специалистами в области преподавания русского языка как иностранного (далее – РКИ) назрела необходимость описать его подобно другим языкам международного общения, например, английскому или французскому. «Возникла социальная потребность разграничить уровни владения русским языком как иностранным и соотнести их с уровнями, выделенными для других языков».
Создание российской системы ТРКИ было вызвано не только изменившейся социально-политической обстановкой. В методической среде того времени начался пересмотр сложившихся стереотипов. Создание прочной мотивационной основы обучения, формирование у учащихся способности к самообучению, более строгий учет целей обучения и подготовка соответствующих этим целям учебно-методических материалов нового поколения, разработка таких моделей обучения, которые бы могли максимально индивидуализировать учебный процесс – эти направления стали предметом повышенного внимания методистов и преподавателей-практиков. В связи с этим, говоря о предпосылках создания ТРКИ, следует отметить следующие факты.