Актуальность темы исследования. Молодежь - важнейший социальный и электоральный ресурс современного общества. Понятие «молодость» неизбежно связано с новым, возникающим в любой культуре феноменом. Вокруг молодежи как социальной группы постоянно возникают споры, связанные как с определением самого понятия, так и с расшифровкой «места, функции и предназначения» молодежи. Многие ученые участвовали в определении термина «молодежь». Каждый из них пытался внести свой вклад. Можно с уверенностью сказать, что сегодня современная российская молодежь стала одним из самых активных и мощных социальных субъектов.
Новые условия жизни определили качественное изменение системы ценностей современного поколения. Материальное благополучие для современного человека становится синонимом и залогом счастья.
Жизненный путь, на котором происходит становление личности, описывается с помощью понятия «социализация». Социализация - это процесс усвоения человеком в течение его жизни социальных норм и культурных ценностей общества. Социализация молодежи - сложный процесс, имеющий большое значение для всего общества в целом. Как он будет функционировать в обществе и какую роль в его дальнейшем развитии, зависит от того, какие нормы и ценности человек усваивает, как будет формироваться его личность и мировоззрение.
В последние десятилетия в социальных и гуманитарных науках значительно возрос интерес к проблемам безопасного существования человека. Вектор познания смещается в сторону явлений и условий, связанных с предотвращением угроз повседневной жизни, с обеспечением личной и социальной защищенности. Потребность в безопасности - одна из антропологических констант человеческого существования, а ее обеспечение - одна из функций государства.
В настоящее время, в условиях формирования и функционирования гражданского общества, государство уделяет большое внимание вопросам стабилизации социальной ситуации в стране и мире, предотвращения чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасных условий жизни и существования личности.
Степень научной проработанности проблемы исследования определяется интересом социальных наук к проблеме безопасности молодежи и ее последствиям. Вопросы безопасности являются предметом анализа во многих научных дисциплинах.
Значительная часть работ, сыгравших важную роль в создании теоретического обоснования, написана зарубежными и отечественными авторами (В. Бек, А. Вильдавски, М. Дуглас, Э. Гидденс, А. И. Городничева, М. К. Екимова, В.И. Зубков, Н. Луманн, А.В. Мозговая, Н.Л. Смакотина), сосредоточившие внимание на концептуальных, методологических и прикладных вопросах социологии рисков (вызовы, угрозы, опасности).
Одно из направлений, посвященное изучению проблем системной безопасности общества, внешних и внутренних угроз, а также причин их возникновения, представлено в трудах А.В. Агошков, О.В. Бурьянов, А.В. Возжеников, Г. Грачев, Ю. И. Дерюгина, В. И. Добренкова, Н. Н. Ефимова, В. Н. Иванова, А. С. Капто, В. И. Ковалева, В. К. Левашова, Э. Ю. Митрохина, Ф.К. Мугулова, В.Я. Нечаева, Г.И. Осадчей, Г.В. Осипова, В.Е. Потапова, А.А. Прохожева, В.В. Серебрянникова, Г.Г. Силласте, Л.Т. Хлопьев, Р.Г. Яновский и др.
Теоретическое осмысление проблемы социальной защищенности молодежи носит междисциплинарный характер, что требует комплексного подхода к обозначению границ и характеристик ее изучения, которые условно можно выделить по четырем направлениям. Первое направление, на которое мы опирались, представлено в работах, посвященных собственно общетеоретическим аспектам феномена безопасности (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель). Классическая социология XIX - начала XX веков. изучает проблемы безопасности с концептуальных позиций позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер) и марксизма (К. Маркс, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др.).
Понимание социальной безопасности, определяющее ее через особые чувства и состояния доверия к постоянству природного и социального мира, с которым люди себя идентифицируют, было представлено в работах Э. Гидденса, Н. Аберкромби и др. Институционализированное видение социального обеспечения было прослежено неоинституционалистом Д. Норта.
Большое значение для нас имело обращение к теории трансформационных процессов Т.И. Заславской, исходя из уровней социальной реальности, молодежь рассматривалась как субъект деятельности, которая тесно связана с социально-репродуктивным подходом В.И. Чупров.
Таким образом, исследуемой проблеме посвящено значительное количество научной литературы. Тем не менее, актуальность направления исследования и тематики работы указывает на очевидное противоречие в проблеме молодежной безопасности, которая традиционно содержит прагматические и научно-теоретические аспекты.
Объектом исследования является студенческая молодежь.
Предметом исследования выступает отношение студентов г. Саратова к социальной безопасности.
Цель исследования состоит в изучении отношения саратовских студентов к социальной безопасности.
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективное обеспечение социальной безопасности личности в частности, и населения вообще в сетевых коммуникациях возможно лишь при соблюдении определенного алгоритма действий, основанного на анализе, идентификации угрозы и выборе релевантных способов защиты.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
Определить сущность и особенности феномена социальной безопасности личности.
Рассмотреть сетевую коммуникацию как фактор развития социальных угроз.
Классифицировать и описать существующие социальные угрозы.
Изучить и проанализировать эффективность правовых, психологических и технических факторов защиты личности на примере реальных ситуаций.
Обосновать систему комплексной защиты личности от социальных угроз и представить алгоритм её применения.
Теоретико-методологической основой работы стали научные исследования выдающихся российских и зарубежных ученых в области информационной безопасности личности, коммуникативистики, психологии, философии, социологии, правоведения и политологии. В частности, это теория сетевого общества М. Кастельса, социально-философский анализ сетевой коммуникации С. Г. Давыдова, комплекс информационно-психологической защиты Г. В. Грачева, теория информационной безопасности А.А. Тамодлина, парадигма информационной безопасности М.К. Захарова, методы социальной инженерии и способы защиты М. В. Кузнецова и т.д.
В исследовании использовались общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, обобщение.
Эмпирическая база исследования. Сбор первичной информации осуществляется методом анкетного опроса.
В ___________ 2020 года автором работы было проведено социологическое исследование, в рамках которого было опрошено 200 студентов г. Саратова. При отборе респондентов была использована квотная выборка.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемых источников и приложения.
Раздел I. Интерпретация и операционализация понятий, связанных с выявлением отношения студенчества к социальной безопасности
На рубеже веков понятие «безопасность» в самых разнообразных его проявлениях получило распространение в всем мире, в том числе в России. Хотя проблема безопасности существует с давних времен, везде человек сталкивался с опасностями, которые выражались в защите своей территории, в добывании еды, стихийных бедствиях, болезнях и т. д.
Поэтому безопасность относили к основным человеческим потребностям, удовлетворение которых в разные исторические эпохи определялось не только уровнем общего развития экономической и культурной составляющих государства (общества), но и уровнем развития самого человека, живущего в этой среде.
Становление человеческого общества - сложный, неравномерный, противоречивый процесс, напрямую зависящий от желания человека и общества обеспечить свою безопасность, защиту, а значит, и безопасность. По мере его развития, с появлением новых опасностей, возникает необходимость в новом понимании и изучении такой категории, как «безопасность». Отметим, что впервые термин «безопасность» стал использоваться с 1190 г. и означал «спокойное душевное состояние человека, считавшего себя защищенным от любой опасности».[1]
Изначально понятие безопасности выражает состояние защищенности объекта, отсутствие опасности, которой он может подвергнуться. Эта концепция применима к множеству процессов, как природных, так и социальных. Он включает в себя общее, стабильное состояние, характерное для всех сфер жизни человека и общества.
Изучая категорию «безопасность», мы сталкиваемся с тем, что существует неоднозначность подходов ученых не только по существу этого понятия, но и по его содержанию. Условно обозначим группы ученых, занимающихся этой проблемой.
Интерпретация безопасности в контексте национальной безопасности, как способность государства защищать интересы и ценности нации, способность сохранять целостность и суверенно решать вопросы политики, экономики, социальной сферы, как самостоятельный субъект. системы международных отношений прослеживается в работах З. Бзежинского и Г. Киссинджера.[2]
1. Алишев, Б. C. Изменения в структуре ценностей студенческой молодёжи в начале ХХI века / Б. С. Алишев // Ученые записки Казанского университета. Серия гуманитарные науки. 2016. №4. С. 929-940.
2. Андреенкова, А. В. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик молодёжи /А. В. Андреенкова // Знания, 2017. 287 с.
3. Бегичева О. Л., Гришаева С. А., Поляков М. Б., Тимохович А. Н. и Чуев С. В. Монография: Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования. под ред. С. В. Чуева. М.: Издательский дом ГУУ, 2017. 131 с.
4. Журавлёва Н. А. Динамика ценностных ориентаций молодёжи в условиях социально-экономических изменений: монография. М.: Институт психологии РАН. 2016. С. 44.
5. Кон И. С. Социология молодёжи / И. С. Кон // Краткий словарь по социологии. М., 2018. 68 с.
6. Лапин Н., Беляева Л., Здравмыслов А., Наумова Н. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: Эдиториал УРСС. 2016. 224 с.
7. Лутовенко В. М. Проблемы ценностные ориентации молодёжи в современном обществе / В. М. Лутовенко // Социс. М.: Наука, 2019. №4. 63 с.
8. Маньков Ю. В., Оганян К. М. М. учеб. пос. Социология молодёжи. / Ю. В. Маньков // Санкт-Петербург: Петрополис, 2018. 316 с.
9. Парсонс Т. О структуре социального действия. / Т. Парсонс - 2¬е издание. М.:Академический проект, 2016. 880 с.
10. Райкина Т. А. Оптимизация социокультурной среды как фактор формирования гуманистических ценностей студенческой молодёжи: авореф. дис. канд-та пед. наук. Барнаул, 2017. 190 с.
11. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / Пер. с англ., вступ. статья и комментарии В.В. Сапова. М.: Астрель, 2016. – 273 с.
12. Сокурянская Л. Г. Монография: Студенчество на пути к другому обществу: ценностный дискурс перехода Харьков: Харьковский нац. ун-т им. В. Н. Каразин, 2016. 575 с.
13. Солодова Т. В. Психосоциальное исследование студенческой молодёжи / Т. В. Солодова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2018. №60. 468-473 с.