Введение
1.Теоретические основы спроса как экономической единицы
1.1 Сущность спроса. Кривая спроса
1.2 Факторы, влияющие на изменение спроса и предложения
1.3.Эластичность спроса и предложения
2. Анализ спроса на рынке легковых автомобилей в России
2.1.Анализ рынка легковых автомобилей
2.2. Анализ спроса и предложения на новые и подержанные автомобили в России
Заключение
Список использованных источников
Актуальность выбранной темы. Постоянный мониторинг спроса и способность мгновенно реагировать на малейшие изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия.
Актуальность темы обусловлена тем, что любой рынок, независимо от его конкретного типа, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении и конкуренции. Эти инструменты помогают установить баланс на рынке.
Цель контрольной работы – изучить особенности спроса как экономической категории.
Задачи контрольной работы:
– изучить сущность спроса. Кривая спроса;
– рассмотреть факторы, оказывающие влияние на изменение спроса и предложения;
– провести анализ эластичности спроса и предложения;
– проанализировать анализ рынка легковых автомобилей;
– рассмотреть анализ спроса и предложения на новые и подержанные автомобили в России.
Объектом исследования является теория спроса и предложения.
Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений, в том числе механизм возникновения спроса, основанные на предложении.
Для решения задач были использованы следующие методы: синтез, анализ статистических данных, дедукция, системный и сравнительный анализ.
В качестве информационной базы были применены публикации, учебники, учебные пособия, положения, кодексы, монографии.
Структура работы включает в себя введение, две главы, выводы, список использованных источников.
1.Теоретические основы спроса как экономической единицы
1.1 Сущность спроса. Кривая спроса
Рынок является конкурентной формой общения между хозяйствующими субъектами. Спрос наряду с предложением, ценой и конкуренцией является одним из элементов механизма функционирования рынка. В зависимости от потребностей и с учетом имеющихся, у покупателей денег. Спрос – это потребности в товарах и услуги с их стороны. Таким образом, мы говорим об эффективном спросе.
Спрос – это не только желание, но и способность потребителя покупать, хорошие вещи в нужный момент. Говоря о спросе на товар на рынке, следует использовать более точное определение.
Количественный спрос – это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы купить в данное время, в данном месте, по заданным ценам [11,с. 345].
Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы платить за определенное количество данного товара или услуги.
Различают экзогенный и эндогенный спрос. Экзогенный спрос – это спрос, изменения которого могут быть, вызваны вмешательством правительства или каких-либо внешних сил.
Эндогенный спрос (внутренний спрос) – формируется внутри общества, обусловлен факторами, существующими в данном обществе.
По влиянию цены на объем спроса различают:
– эластичный спрос – спрос, величина которого существенно зависит от цены продукта. Товары эластичного спроса – это продукты питания, непродовольственные товары, сложный ассортимент (одежда, обувь, колбасы, сладости);
– неэластичный спрос – спрос, величина которого практически не зависит от цены. Неэластичный спрос включает товары первой необходимости (например: хлеб, мыло, соль и т. д.).
По отношению покупателя к товару:
– твердо сформулированный спрос – спрос, не допускающий замены одно продукта к другому;
– специфический (сформулированный) спрос, при котором намерения покупателя в товаре обладают определенными потребительскими свойствами [1,с. 67].
К примеру: цвет и размер обуви, одежды. Удовлетворение этого спроса возможно путем предоставления устойчивого и разнообразного ассортимента продукции[12].
– альтернативный (колеблющийся) спрос, допускающий замену одного товара другим. Здесь намерения покупателя выражены в общих чертах, (например: зимнее пальто, летняя обувь и т. д.), цвет, стиль, отделка и т. д. окончательно определяются в процессе выбора продукта. Данный вид спроса характерен при выборе товаров сложного ассортимента и предполагает наличие их широкий спектр в торговле;
– импульсный (непредвиденный спрос) – спрос, возникающий спонтанно под воздействием торговой рекламы, увиденного товара или в результате влияния продавца, предлагающего товар [17,с. 119].
По фактическому состоянию товарных поставок:
– реализованный спрос – спрос, приводящий к покупке товара. Этот спрос удовлетворяется как по объему, так и по ассортименту реализуемых товаров. Он определяется не только реальной платежеспособностью населения, но и возможностями производства и снабжения продукцией. Реализованный спрос подразделяется на конкретный, альтернативный, импульсный.
1.Алексейчук Н.Е., Ковнир В.Н. Экономическая теория. — М.: Юрайт. — 2012.
2.Анисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б. Макроэкономика. — М.: Юнити-Дана. — 2010. — 600 с.
3.Артамонов В.С., Попов А.И., Иванов С.А. Экономическая теория.- СПб.: Питер.- 2010. — 528 с.
4.Бардовский В.П., Рудакова А.В., Самородова Е.М. Экономика. — М.: Изд-во Форум. — Инфра-М. — 2011. — 672 с.
5.Гродский В.С. Экономикс: учебное пособие для бакалавров. — М.: ИНФРА-М. — 2013. — 220 с.
6.Даниленко Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: учебное пособие / Л.Н. Даниленко. – М.: ИНФРА-М. – 2013. – 576с.
7.Даниленко Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: учебное пособие / Л.Н. Даниленко. – М.: ИНФРА-М. – 2013. – 576с.
8.Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник. / В.Я. Иохин — М.: Эконо-мистъ, 2007.
9.Курс экономической теории: учебное пособие / Рук. авт. колл. А.В. Сидоро-вич. — М.: ДИС, 2007.
10.Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой — Киров, 2007.
11.Камаев В.Д., Лобачева Е.Н. Экономическая теория. — М.: Владос. – 2010. – 592с.
12.Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова — М., 2008 г.
13.Нуриев Р.М. Курс микроэкономики / Р.М. Нуриев — М.: НОРМА, 2008.
14.Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова — М.: Экономистъ, 2007.
15.Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева, М., 2007 г.
16.Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 томах. — пер. с англ. / Макконнелл К., Брю С. - М.: ИНФРА-М, 2007.
17.Экономика — 18-е изд.: пер. с англ. / Самуэльсон П., Нордхаус В. — М.: Вильямс, 2007.
18.Экономика. /Под ред. А.И. Гомола. — М.: Академия. — 2011. — 336 с.
19.Официальный сайт Федеральной службы статистики http://www.gks.ru/
20.Официальный сайт Правительства РФ http://government.ru/