Список используемых сокращений
Введение
Глава 1. Анализ района строительства и выбор транспортной схемы
1.1 Климатическая и инженерно-геологическая характеристики района проектирования трубопровода
1.2 Характер предполагаемого проекта трубопровода.
1.3 Транспортная схема строительства трубопровода
Глава 2. Разработка основных проектных решений
2.1 Обоснование выбора проектного решения трубопровода
2.2 Организация строительства трубопровода
2.3 Особенности эксплуатации трубопровода
2.4 Обеспечение безопасности производства работ
Заключение
Список использованной литературы
Тема данной курсовой работы – «Сооружение магистральных трубопроводов». В данной работе рассматривается трубопроводная система «Восточная Сибирь-Тихий океан».
Трубопроводный транспорт в нефтяной промышленности характеризуется относительной экономичностью, малыми сроками окупаемости, непрерывностью подачи потребителю транспортируемого продукта. В данной работе рассматривается трубопроводная система «Восточная Сибирь-Тихий океан».
Трубопроводная система «Восточная Сибирь-Тихий океан» предназначена для транспортировки нефти на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона через нефтяной терминал на Японском море. Трубопроводная система «ВСТО» представляет собой современный наукоемкий проект, реализация которого сопряжена с использованием передовых технологий, современного оборудования и материалов, обеспечивающих гарантированное качество строительства и последующей эксплуатации объектов трубопроводной системы.
Основными регионами, которые будут обеспечивать ресурсную базу Трубопроводной системы «Восточная Сибирь-Тихий океан», являются месторождения нефти Западной и Восточной Сибири.
Централизованное управление и контроль за всеми технологическими объектами трубопроводной системы предполагается осуществлять из единого пункта управления – территориального диспетчерского пункта (ТДП) с расположением его во вновь создаваемом дочернем подразделении по управлению проектируемым трубопроводом в г. Хабаровске (Хабаровский край).
Трасса трубопровода проложена в направлении с Запада на Восток, охватывая обширные территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Маршрут нефтепровода следует по территории Амурской области, Еврейской Автономной области, Хабаровского края и Приморского края.
Трасса проходит в сложных инженерно-геологических, климатических и экологических условиях, что обусловило разнообразие рельефа, ландшафтов, состава и свойств пород, широким распространением многолетней мерзлоты, сейсмичностью, активные тектонические разломы, болота длиной более 500 метров разных типов.
Нефтеналивной терминал, как и вся нефтепроводная система «ВСТО» будет строиться с учетом применения новейшего мирового и отечественного опыта в области проектирования, моделирования, строительства, обеспечения экологической безопасности окружающей среды.
Актуальность темы курсовой работы подтверждена возможностью перекачивать 30 млн. тонн нефти в год в Приморском крае.
Цель курсовой работы – разработка проектных решений по организации строительства и эксплуатации магистрального нефтепровода.
Исходя из цели работы, необходимо решить следующие задачи:
- исследовать климатическую характеристику района проектирования;
- разработать решения по проведению основных строительных работ;
- произвести анализ опасных и вредных производственных факторов.
Объект исследования – магистральный нефтепровод «ВСТО-2».
Предмет исследования – поиск оптимальных подходов в процессе проектирования организации строительства магистрального нефтепровода «ВСТО-2».
Глава 1. Анализ района строительства и выбор транспортной схемы
1.1 Климатическая и инженерно-геологическая характеристики района проектирования трубопровода
Трасса исследуемого участка нефтепровода находится в умеренном муссонном климате. Зима сухая и холодная с ясной погодой. Весна продолжительная, прохладная, с частыми колебаниями температуры. Лето тёплое и влажное, на летние месяцы приходится максимум количества осадков. Осень, как правило, тёплая, сухая, с ясной погодой.
Рассмотрим инженерно-геологическую характеристику района проектирования.
В пределах участка проведения работ на исследуемую глубину до 10,0 м геологический разрез сложен средне-верхнечетвертичными аллювиально-озерными отложениями (laQII-III), современными верхнечетвертичными аллювиальными (aQIV) отложениями [14].
Сверху природные отложения перекрыты почвенно-растительным слоем.
Почвенно – растительный слой (pdQIV) залегает с поверхности мощностью 0,1 м.
Верхнечетвертичные аллювиальные (aQIV) отложения представлены донными отложениями в русле р. Бикин. Донные отложения представлены текучими иловатыми суглинками мощностью до 0,2 м.
Органические грунты представлены торфом коричневым, сильно разложившимся, высокозольным, насыщенным водой, мощностью 0,4 м.
Сейсмичность: согласно СП 14.13330.2011 и карте общего сейсмического районирования (ОСР-97) территории РФ сейсмическая активность исследуемого участка составляет 6 баллов (карта А и В) по шкале MSK-64.
Согласно СП 14.13330.2011 грунты на исследуемом участке суглинки текучепластичные - ИГЭ 4-5 и ИГЭ 4-5а относятся к III категории грунтов по сейсмическим свойствам.
1.2 Характер предполагаемого проекта трубопровода
Рассматриваемые маршруты трубопроводов технологично соединены с трубопроводами первого пускового комплекса «Трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан», что позволит создать единую нефтепроводную систему, обеспечивающую оперативное перераспределение экспортных потоков нефти в восточном направлении по территории России, а также для обеспечения ее поставок на внутренний рынок страны [2].
Исследуемый трубопровод берет начало на НПС «Сковородино» от сооружений, запроектированных в рамках строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан-2». Первый пусковой комплекс, маршрут нефтепровода проходит по ненаселенным территориям с обходом г. Хабаровск ниже по течению р. Амур и пересекает р. Амур в наиболее благоприятной зоне с точки зрения пойменного участка реки и далее до Спецморнефтепорта «Козьмино».
Дорожная сеть вдоль проектируемой трассы развита слабо, в зимнее время используются «зимники», прокладываемые по замерзающим на продолжительное время рекам и грунтам. Трасса участка нефтепровода проложена параллельно Дальневосточной железной дороге. Проезд к проектируемому нефтепроводу и ВЛ в зимний и летний период возможен как колесным, так и гусеничным транспортом.