ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЭМАНСИПАЦИИ
1.1 Понятие и сущность эмансипации
1.2 Нормативно-правовое регулирование эмансипации
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЭМАНСИПАЦИИ ГРАЖДАН
2.1 Сущность эмансипация несовершеннолетних граждан
2.2 Эмансипация женщин
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭМАНСИПАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН
3.1 Дееспособность несовершеннолетних
3.2 Порядок эмансипации несовершеннолетних
3.3 Правовые последствия эмансипации несовершеннолетних
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В настоящее время в российском гражданском праве проблемы эмансипации и связанные с ней общественные отношения является недостаточно исследованными. В данной работе проведём анализ актуальных проблем признания несовершеннолетних эмансипированными, с учётом последних изменений законодательства.
Возможность признания подростка полностью дееспособным (эмансипированным) обусловлена, полагаем, целым рядом причин. Учитывается более быстрое физиологическое созревание подростков (акселерация), стремление подростков казаться старше, прибрести определенную независимость от опекающих их родителей. Однако стремление подростков к экономической независимости вызвано также изменившимися социальными условиями. Кризис экономики сказался на всех сторонах жизни страны и общества. Вынужденная безработица миллионов взрослых побуждает их детей искать какой-то источник дохода. Платность внешкольного образования, недоступность для многих бесплатного высшего образования также способствует более раннему социальному взрослению подростков, стремящихся собственным трудом приобрести экономическую свободу. Этому способствует возможность получения полной гражданской дееспособности. С правовой точки зрения эмансипированный подросток приравнивается к совершеннолетнему гражданину. В связи с эти возрастает его значимость как личности.
Необходимо отметить, что отдельные вопросы данной проблемы в гражданско-правовой и экономической литературе подвергались анализу в диссертациях, монографиях, научных публикациях и учебной литературе. Среди ученых, уделивших особое внимание различным аспектам эмансипации граждан, можно назвать А.П. Анисимова, И.З. Аюшеева, В.А. Белова, Е.Е. Богданова, Б.А. Булаевского, Б.М. Гонгало, С.П. Гришаева, В.В. Долинскую и др.
Целью данной работы является проведение исследования эмансипации граждан. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть понятие и сущность эмансипации,
2) проанализировать особенности нормативно-правового регулирования эмансипации граждан,
3) изучить сущность эмансипации несовершеннолетних,
4) выявить особенности эмансипации женщин,
5) изучить дееспособность несовершеннолетних,
6) проанализировать порядок эмансипации несовершеннолетних,
7) выявить правовые последствия эмансипации несовершеннолетних.
Работа основана, прежде всего, на диалектическом методе познания. В данной связи в работе используются такие приемы познания как анализ и синтез; дедукция и индукция, методы сравнительного и формально-логического, статистического исследования и др.
Теоретическая и практическая значимость работы связана с выявлением проблем эмансипации граждан и ее особенностей в отношении несовершеннолетних.
Работа состоит их введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЭМАНСИПАЦИИ
1.1 Понятие и сущность эмансипации
Современное определение гласит, что эмансипация – это освобождение от зависимости, предрассудков, разных форм дискриминации и угнетения. Это свобода от чего-либо, что стесняет деятельность и разум человека.
В общем смысле слово указывает на процесс освобождения человека от каких-либо ограничений, предоставление ему равных прав и обязанностей.
В то же время эмансипируется всегда группа, которая репрезентирует какой-нибудь отдельный признак всех своих членов[1].
Она предполагает создание условий, при которых человек может жить по собственному усмотрению. В современном мире это вылилось в возможность человека менять национальную и половую идентичность. Некоторые мыслители используют уровень эмансипации в качестве критерия для оценки развития определенного общества[2].
Понимание того, что такое эмансипация, менялось с течением времени. Термин возник в Древнем Риме, где отцы имели полную власть над имуществом и жизнью детей.
Emancipatio – латинское слово, которое в римском праве обозначало освобождение сыновей от власти главы семьи (pater familias).
После этого сын становился законным наследником. Институт эмансипации был зафиксирован в законах Двенадцати Таблиц. Церемония предполагала троекратную продажу сына третьему лицу (отцу по доверию).
После каждой продажи последний ремансипировал сына главе семьи, после чего тот выходил из-под власти отца. В итоге «эмансипируемый» обретал не свободу, а нового властителя. Процедура существовала до 6 века н. э. Во времена Юстиниана её заменили заявлением перед судьей.
Существование эмансипации в Риме обуславливалось стремлением не допустить дробления наследства.
Позднее этим термином стали называть аналогичные действия в других правовых системах. В конце XIX века термин связывали с освобождением детей из бедных семей от непосильного труда[3].
Одним из первых, кто широко употреблял названый термин, был Карл Маркс. Он писал об эмансипации буржуазии и пролетариата, евреев и христиан. Именно Маркс разработал первую типологию этого явления.
Эмансипация рабов - это объявление рабов свободными. Данный вид эмансипации тесно связан с аболиционизмом – движением за освобождение рабов.
Оно возникло в Британской империи и завершилось отменой рабства в 1833 году. Итогом эмансипации рабов также является издание в 1862 году в США «Прокламации об освобождении рабов»[4].
В России этот термин употребляли в отношении реформы 1861 года, отменившей крепостное право.
Еврейского населения - это процесс освобождения от ограничений в правах евреев и представителей иудейского вероисповедания.
Явление стартует в 18 веке. До этого евреи жили обособленно, в гетто или отдельных районах городов. Они были ограничены в правах по сравнению с окружающим населением. Им были недоступны некоторые виды деятельности.