Введение
Глава 1. Понятие исторической науки
1.1. История и историческая наука: объективный процесс социальных изменений и субъективные представления о нем
1.2. Исторические источники: понятие и классификация
Глава 2. Формы познания исторического процесса
2.1. Методология исторической науки
2.2. Функции исторической науки
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Представление исторически пройденного процесса различных событий и явлений обладает не только определенной хронологией, но определенными взглядами, подходами, познанием и осмыслением их причин или условий, способствующих отражению их в исторических артефактах для сохранения и последующего изучения в качестве исторического наследия. Историческая наука как необходимый инструмент к познанию, формирует, исходя из избранных методологических способов и приемов, выстраивание определенных концепций произошедшего, выраженных научно-теоретическими и практическими разработками в понимании исторического цикла явлений, выявляет факты, олицетворяющие цивилизационный процесс перерождения государства и общества в определенные эпохи и этапы своего развития.
Значение исторической науки, бесспорно, поскольку изучение различных событий и явлений в различных отраслях познаний неизменно обращается именно к той хронологии, ее разъясняющим активам исторического научного осмысления, как и выявления влияния различных факторов (предпосылок) на процессы развития и функционирования общества, в том числе и установления не только признаков прогресса, изучения самобытности исторического пути и общественного устройства государств, народов, проблемы государственно-политического и социально-экономического развития, но и факторов полного исчезновения цивилизации с помощью ее методологии.
Степень научной разработанности. Среди выделенных научно-теоретических и практических авторских трудов, выделены следующие, которые содержат наиболее информативно освещают различные аспекты темы исследования, в частности, отмечены такие авторы: и другие.
Объектом исследования является анализ истерической науки в качестве ее понятия, источников, форм познания в виде методологии использования и ее функций, отражающих состояние научных концепций познания исторических процессов.
Для достижения цели сформированы следующие задачи:
- изучить историческую науку с точки зрения объективного процесса социальных изменений и субъективных представлений о нем;
- охарактеризовать исторические источники с позиции их понятия и классификации;
- исследовать методологию исторической науки;
- провести характеристику функций исторической наук.
Методы исследования. В частности, историко-генетического метода позволяет сформировать последовательное формулирование особенностей изучаемого явления, его различные модификации и последующее правоприменение и его реализации в определенной области. применение историко-правового метода, как базовый общенаучный системный метод, необходимость в использовании формально-юридического метода, включая и диалектический метод.
Источниковая база для темы исследования охватывает довольно широкий период времени, но весьма насыщенный по принятию и правовой модификации различных исторических фактов, которые формировали дальнейшее развитие государственных и общественных процессов.
Структура реферата представлена в качестве следующих частей: введение, основная часть (разделы/подразделы), заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Понятие исторической науки
1.1. История и историческая наука: объективный процесс социальных изменений и субъективные представления
Проблема объективности исторического познания является одной из вечных проблем исторической науки, но прежде, чем стать теоретической проблемой мышления, и в тоже время становится столь же важной проблемой практики конкретно-исторического исследования с его решением главной цели и задачи - поиска достоверности и истины. В этой связи представителем научной среды отмечается: «К настоящему времени историческая наука не имеет какой либо признанной доминирующей исследовательской парадигмы, явно выраженной предметной области и методологии»[1]. Тем не менее, это не означает, что история и в частности, отечественная не должна иметь собственного предмета. И в тоже время, получая исследовательский опыт, размышляя над этими аспектами, в частности, представляется возможным выделить определенную закономерность изменения соотношения субъективности и объективности на различных этапах исследовательского поиска ученого. Согласно научной точке зрения: «В самом широком, общеприменимом смысле под «историей» понимается совокупность последовательных вменений какого-либо объекта во времени, который при этом сохраняет свою системную и функциональную целостность»[2].
Теория и практика исторического познания подсказывает, что, полагаясь на полную рациональность, логическую выверенность исторических действий и процессов, вольно или невольно можно получить искаженную картину прошлых событий. В российской историографии начала ХХ в. сложилось мощное направление по уровню научно-теоретических основ мышления в целом, по проблеме объективности в теоретическом плане и в результатах конкретно-исторического исследования. Отмечая значимость исторических событий и иных исторически развивающих процессов, научным деятелем отмечается: «Становление и укрепление современной цивилизации происходило не одномоментно, а прошло через разные этапы, периоды»[3]. Общим во всех ситуациях является то, что первоначально выступает общество, продуктом которого являются историческое сознание и историческое познание, но вопрос о взаимовлиянии при этом не может полностью отвергается. Следуя вопросам субъективных и объективных начал, научным деятелем отмечается: «В самом широком смысле история всегда означает процесс последовательных изменений какого-либо объекта от момента его возникновения до момента исчезновения»[4]. Учитывая этот аспект, представляется возможным охарактеризовать понятие «объективная история», которая подразумевает исторические изменения, непосредственно выделенные, независимо от человеческого сознания, человеческих предпочтений и интересов, и в частности, указывает на то, что присутствует отличие в качестве однозначности и неизменности своего содержания.