1. Что представляет собой конъюнктура мирового рынка и каковы основные уровни ее исследования?
2. Что такое платежный баланс, и из каких частей он состоит?
3. Задача
Рисунок иллюстрирует внутренний спрос (DD) и предложение (SS) на рынке магнитофонов в стране Х. Мировая цена магнитофона равна отрезку ОВ.
Определите внутреннюю цену на магнитофон и объем импорта при условии свободной международной торговли. Предположим теперь, что на каждый импортируемый магнитофон правительство вводит пошлину, равную отрезку ВС. Определите внутреннюю цену на магнитофон и объем импорта после введения пошлины. Как измениться объем внутреннего производства магнитофонов? Определите на графике площадь фигуры, отражающей дополнительные расходы потребителей на покупку магнитофонов после введения импортной пошлины.
1. Что представляет собой конъюнктура мирового рынка и каковы основные уровни ее исследования?
Знание закономерностей и конкретики развития мирового рынка должно основываться на изучении рыночной конъюнктуры. Конъюнктура – это конкретный процесс циклического воспроизводства, который проявляется в динамике промышленного производства и капиталовложений, в колебаниях цен и ставки процента, в изменениях внутренней и внешней торговли и других экономических показателях. Можно также рассматривать конъюнктуру и как совокупность факторов и условий, определяющих развитие мировой экономики, экономическое положение отдельно взятой страны, развитие какой-либо сферы воспроизводства. В связи с этим различают общехозяйственную конъюнктуру, которая характеризует состояние на данный момент всего мирового хозяйства или экономики какой-либо одной страны, и конъюнктуру товарных рынков, когда изучаются текущие колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров.
Важной проблемой экономической теории и практики является всестороннее исследование конъюнктуры рынка, в процессе которого на разных уровнях различают:
- общеэкономическую конъюнктуру (положение в мировом хозяйстве, регионе (группе стран), экономике стран);
- конъюнктуру отдельных сегментов мирового рынка и отраслевую конъюнктуру;
- конъюнктуру рынков отдельных товаров.