Реферат|Конституционное право

Конституционное право человека на свободу передвижения и выбора места жительства

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2022 | Страниц: 17

Введение

1. Специфика права на свободу передвижения и выбор места жительства

2. Ограничения свободы передвижения в современных условиях

Заключение

Список использованной литературы

 

Актуальность проблематики исследования заключается в том, что право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, закрепленное в ч.1 ст. 27 Конституции РФ 1993 г., является естественным правом человека, имеет прирожденный и неотчуждаемый характер. Под неотчуждаемостью понимается недопустимость незаконного ограничения указанного права со стороны государства. Так, ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека. И указаны цели, когда правовые возможности могут быть ограничены: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства и основание: только федеральным законом. О недопустимости расширения перечня указанных целей и оснований при ограничении права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, говорится и в Определении Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 3 января 1996 г. по делу гражданина Онищенко.

Положения Конституции Российской Федерации конкретизированы в ст. 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Данная статья определяет перечень территорий, наделенных специальным правовым статусом законами Российской Федерации, где право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства может быть ограничено: в пограничной зоне; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 2 февраля 1998 г. № 14-П отметил, что данные территории являются территориями с особым режимом и перечисленные основания являются исчерпывающими. 1. Ограничение права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пограничной полосе регулируются Законом РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-I «О государственной границе Российской Федерации». Пограничная полоса – это часть (зона) местности шириной до 5 км. вдоль государственной границы Российской Федерации на всем ее протяжении на суше, на морском побережье Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности. В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-I пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе.

Следует отметить, что ст. 17 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I, регулирующая въезд (проход), временное пребывание, передвижение лиц и транспортных средств в пограничной полосе, устанавливает только перечень документов, по которым можно въехать в пограничную зону: 1) документ, удостоверяющий личность; 2) индивидуальные или коллективные пропуска, выдаваемые пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений, и условия пребывания в пограничной полосе (время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и т.д.). Более полная регламентация особенностей въезда и передвижения в пограничной полосе осуществляется правилами пограничного режима, утвержденными приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 515 (далее – Правила). Так, п. 1.2. указанных Правил, устанавливает категории граждан Российской Федерации, которые могут въезжать и передвигаться в границах территории пограничной полосы по документам, удостоверяющим личность. Кроме того, обязательным условием для въезда и нахождения указанных в Правилах граждан РФ является наличие документов, подтверждающих цель их пребывания в пределах пограничной полосы (справки с места службы или работы, командировочные удостоверения, документы, подтверждающие родственные отношения, документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения земельными участками, жилыми помещениями и т.д.). Пункт 1.5. Правил устанавливает основания, когда въезд в пограничную зону граждан и транспортных средств временно ограничивается или запрещается: а) при проведении пограничных поисков и операций, иных розыскных действий, а также действий по уголовным делам и делам об административных правонарушениях; б) при введении в заявленном районе (месте) пребывания и передвижения граждан и транспортных средств чрезвычайного или военного положения, режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, правового режима контртеррористической операции.

Вопросы конституционного права человека на свободу передвижения и выбора места жительства отражены прежде всего в трудах С.С. Алексеева, В.В. Ершова, В.М. Капицына, Т.В. Кашаниной, А.И. Ковлера, А.Е. Козлова, С.А. Комарова, И.А. Конюховой, В.А. Кряжкова, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, В.В. Лапаевой, Н.И. Матузова, О.О. Миронова, Т.Г. Морщаковой, М.А. Митюкова, Е.В. Середы, В.М. Сырых, Б.С. Эбзеева и других. Однако, в современный реалиях свобода передвижения граждан ограничивается.

Цель работы: анализ конституционного права человека на свободу передвижения и выбора места жительства.

Задачи исследования:

-описать специфику; права на свободу передвижения и выбор места жительства;

-проанализировать ограничения свободы передвижения в современных условиях.

 

  1. Специфика права на свободу передвижения и выбор места жительства

Для рассмотрения темы конституционных гарантий права на свободу передвижения необходимо иметь понимание того, что такое гарантии в целом и конституционные гарантии в частности. Конституционные гарантии — конституционно-правовые нормы, обеспечивающие защиту прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Как и юридические, они делятся на общие и специальные.

К общим относятся гарантии, обеспечивающие все права и свободы, а к специальным — конкретное право или свободу. Одним из неотъемлемых прав человека является право на свободу передвижения, закрепленное в ст. 2 «Свобода передвижения» Протокола 4 от 16 сентября 1963 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в конвенцию, и первый протокол к ней» (Конвенция)1. Опираясь на выбранное понятие конституционных гарантий, определим конкретные конституционно-правовые нормы, гарантирующие право на свободу передвижения. Наиболее важной конституционной гарантией, имеющей высшую юридическую силу, нужно считать конституционный строй РФ. В соответствии с ч. 1. ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Данное утверждение справедливо, потому что Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о защите прав и свобод человека и гражданина и провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью. Как мы видим, на это указывает ст. 17 Конституции РФ.

В статье 45 Конституции РФ говорится, что в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». В статье 46 содержатся нормы, гарантирующие судебную защиту, в том числе в межгосударственных органах по защите прав и свобод человека. Гарантия судебной защиты — это очень важный институт1.

 

Агальцова М.В. Самоизоляция: анализ законности конституционности антивирусных мер // Закон. – 2020. – № 5. – С. 60 – 70.

Евстафьева А.С. Свобода передвижения и выбор места жительства // Студенческий форум. – 2020. – № 3. – С. 18 – 20.

Лифшиц М.Л. Свобода передвижения: типология аргументов, политики и практики // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2020. № 2. – С. 181 – 197.

Некрасов С.И. Конституционное право. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2016. – 176 c.

Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 558 с.

Стрекозов В. Г. Конституционное право России. – М.: Юрайт, 2017. – 96 c.

Чиркин В.Е. Конституционное право: Учебник. – М.: НОРМА, – 2017. 568 с.

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Конституционное право
2012 год 11 стр.
Реферат О конституционном собрании
Telesammit
Реферат Конституционное право
2016 год 21 стр.
Реферат Конституционный статус личности в России
Telesammit
Реферат Конституционное право
2016 год 16 стр.
Реферат Советский федерализм: опыт развития и проблемы наследия
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское