ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. Теоретические основы научно-исследовательских навыков
1.1 Определение научно-исследовательских навыков
1.2 Классификация научно-исследовательских навыков
Раздел 2. Современные научно-исследовательские навыки в медицинском образовании
2.1. Разновидности научно-исследовательских навыков в высшей школе медицины
2.2. Практическая часть. Анкетирование среди врачей-ординаторов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛОССАРИЙ
Актуальность. Научная работа является одним из важнейших видов деятельности профессорско-преподавательского состава, аспирантов, ординаторов и студентов вуза. Проведение научной работы в вузе обеспечивает непрерывное совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе фундаментальных и прикладных исследований по направлениям подготовки специалистов и внедрение в образовательную деятельность современных методик и педагогических технологий.
Основной задачей высшей школы в современных условиях является подготовка специалистов всесторонне развитых, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать идейный, теоретический и профессиональный уровень, активно участвовать в ускорении научно-технического прогресса. В этих целях в высшей школе постоянно осуществляются меры, направленные на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы путем интеграции науки, образования и производства, оперативного и гибкого обновления содержания учебного материала.
Особое внимание уделяется развитию творческих способностей будущих специалистов путем внедрения активных форм обучения, призванных формировать у студентов самостоятельность и творческую активность, ответственный подход к овладению знаниями.
Необходимость формирования исследовательской компетентности подтверждается и новыми образовательными стандартами (ФГОС ВО), которые содержат ряд профессиональных компетенций, входящих в структуру исследовательской компетентности.
Цель работы: изучить научно-исследовательские навыки врача ординатора в XXI веке.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы научно-исследовательских навыков.
2. Изучить разновидности научно-исследовательских навыков.
3. Проанализировать анкетирование среди врачей-ординаторов.
Объект исследования – научно-исследовательские навыки в медицинском вузе.
Предмет исследования – научно-исследовательские навыки.
Методы: теоретический анализ исследуемой литературы, анкетирование.
Раздел 1. Теоретические основы научно-исследовательских навыков
1.1 Определение научно-исследовательских навыков
Целесообразно вначале рассмотреть сущность понятий «научно-исследовательская деятельность» и «навыки научно-исследовательской деятельности». Важность их подробного рассмотрения обусловлена ключевым значением для данного исследования.
Существует несколько определений понятия «научно-исследовательская деятельность». По мнению Н.В. Бордовской, научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, который направлен на познание и преобразование реальности на основании достижений науки, путем применения научных методов.
Результат научно-исследовательской деятельности – получение нового знания и опыта, и развития методологической культуры исследователя.
Е.В. Воскорнутов считает, что научно-исследовательская деятельность – это процесс профессионального становления личности, в ходе которого развиваются способности к научному исследованию, формируются навыки самостоятельной работы, коллективной работы, инициативности, развитие критического мышления и творческой самореализации.
В.С. Леднев отмечает, что результатом научно-исследовательской деятельности могут быть два продукта: один из них затрагивает объект научно-исследовательской деятельности как новый фрагмент исследования; вторым продуктом является субъект, который в процессе научно-исследовательской деятельности профессионально развивается как человек, как специалист и как субъект творчества [3]. Следует понимать, что объект и субъект исследования в научно-исследовательской деятельности тесно взаимосвязаны – объект без субъекта не может существовать, и наоборот.
Не следует воспринимать понятия «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность» как тождественные; их можно рассматривать лишь как взаимосвязанные. Важное отличие в том, что они преследуют результат различного характера. В научно-исследовательской деятельности обучающихся предполагается поиск новых научных знаний, имеющих высокое социальное значение. В учебно-исследовательской деятельности обучающиеся приобретают субъективно новые знания, которые являются новыми и имеют высокое значение субъективного характера.
Баринова, Н.В. Организация и стимулирование научно-исследовательской деятельности студентов в вузе / Н.В. Баринова // Проблемы педагогики. — 2016.— № 12(23). — С. 60–63.
Бондаренко, Е. В. Научный потенциал студента ведущая тенденция в современном медицинском образовании / Е. В. Бондаренко, Л. Я. Хоронько // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 4.
Боровкова М.Г. Отношение студентов медицинских специальностей к научно-исследовательской деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4.
Залуцкая, Г. Ф. Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов / Г. Ф. Залуцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1222-1226.
Комарова Ю.А. Научно-исследовательская компетентность специалистов: функционально-содержательное описание // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск 11 (68). – СПб, 2008, сентябрь. – С. 69–77.
Кутумова А.А., Кушнир Т.И. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки бакалавров профессионального обучения // Фундаментальные исследования. 2014 № 11-8. С. 1803–1807.
Муллер О.Ю. Сущность и структура понятия «навыки научно-исследовательской деятельности студентов педагогического образования // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 3. – С. 55-59
Павлов Ч. С. Образовательные приоритеты и программы развития исследовательских компетенций в науко-ориентированном медицинском образовании. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. - №21. – с. 3481.