ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Введение
§1.Особенности применения анкетного опроса осужденных и техника проведения анкетирования в условиях ИУ
§2. СТРУКТУРА ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Заключение
Список литературы
Главной особенностью анкетирования осужденных является повышенная вероятность получения недостоверных результатов. Каждый осужденный, отвечая на вопросы даже анонимного опросника, надеется создать о себе лучшее впечатление, поскольку главная цель большинства - условно-досрочное освобождение, а значит, респондент видит необходимость в том, чтобы убедить окружающих в позитивных изменениях личности, мнимых или реальных.
Можно воспользоваться методом повышения достоверности результатов анкетирования путем введения дополнительных повторяющихся вопросов либо вопросов, сформулированных диаметрально противоположными друг другу. Однако такой подход значительно удлиняет опросный лист, увеличивает время ответа, снижает мотивацию респондента. Кроме того, в этом случае многие ответы исследователем просто не анализируются. В силу этого нам видится наиболее эффективным подход к повышению достоверности анкетирования, основанный на принципе «чем больше лиц опрошено, тем достовернее результат опроса».
Разработанный нами анкетный лист разделен на три части: классификационная часть, содержащая социально-демографические и специфические профессионально-классификационные сведения о респондентах с учетом особенностей обследуемого контингента; информативная часть и заключительная часть, в которой выражена благодарность за участие в опросе.
Ряд вопросов информативной части содержит включенные в текст инструктивные указания, адресованные респондентам: указание на периодичность проведенной воспитательной работы для облегчения выбора подходящего ответа; на технику заполнения анкеты в зависимости от ответов на предыдущие вопросы; на возможность выбора нескольких вариантов ответа.
§1.Особенности применения анкетного опроса осужденных и техника проведения анкетирования в условиях ИУ
Главная цель уголовно-исполнительного законодательства - исправление осужденных, способы ее достижения непрестанно совершенствуются. Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) с момента своего принятия подвергся сотням изменений. В уголовно-исполнительной системе (УИС) принята концепция развития до 2020 г., в настоящее время готовится проект Концепции развития УИС до 2030 г., ежегодно издается множество нормативных актов федерального и субъектного уровней и т.д. Это предполагает необходимость исследования происходящих процессов, влияния их на главный объект исправительно-воспитательного воздействия - осужденного.
Чаще всего в этих целях используются социологические методы. Наиболее популярным из них является анкетирование, прежде всего, ввиду его доступности, и как метод, позволяющий обеспечить массовый сбор материала среди большого числа респондентов за сравнительно короткий промежуток времени в отсутствие исследователя. В настоящее время в социологии существуют самые разнообразные подходы к методам сбора, обработки и интерпретации данных анкетирования [3, с. 181].
Одной из главных особенностей анкетирования специфического контингента респондентов - осужденных - является повышенная вероятность получения недостоверных результатов. Каждый осужденный, отвечая на вопросы даже анонимного опросника, надеется создать о себе лучшее впечатление, поскольку главная цель большинства -условно-досрочное освобождение, а значит, респондент видит необходимость в том, чтобы убедить окружающих в позитивных изменениях личности, мнимых или реальных - неважно.
В этой связи можно, конечно, воспользоваться предложенным Д.С. Горбатовым методом повышения достоверности результатов анкетирования путем введения дополнительных повторяющихся вопросов либо вопросов, сформулированных диаметрально противоположными друг другу [4, с. 134]. Но согласимся с А.Н. Кокоревой в том, что такой подход, во-первых, значительно удлиняеет опросный лист, во-вторых, увеличивает время ответа, а в-третьих, снижает мотивацию респондента [3, с. 181]. Прав также W. Cochran, говоря, что в таком случае многие ответы исследователем просто не анализируются [5, с. 5]. Поэтому нам видится наиболее эффективным предложенный Г.Х. Валеевым, М.К. Карповой, О.С. Кошевым и другими учеными подход к повышению достоверности анкетирования, основанный на принципе «чем больше лиц опрошено, тем достовернее результат опроса» [6, с. 59; 7, с. 99].
1. Антонян Ю. М. Наука криминология. М. : Юрайт, 2015. 376 с.
2. Антонов Г В. Выборочный метод в социологических исследованиях // Научный диалог. 2013. № 11(23). С. 96-109.
3. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие. Стерлитамак : Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. 134 с.
4. Горбатов Д. С. Методы психологического исследования : учеб. пособие. Самара, 2000. 196 с.
5. Дембицкий С. С. Основы построения выборки в различных типах исследования. URL : http://soc-research.info/principles/6.html (дата обращения: 15.11.2019).
6. Ильясов Ф. Н. Алгоритмы формирования выборки социологического опроса // Социальные исследования. 2017. № 2. С. 60-75.
7. Ильясов Ф. Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании // Социологические исследования. 2011. № 3. С. 112-116.
8. Койчубеков Б. К., Сорокина М. А., Мхитарян К. Э. Определение размера выборки при планировании научного исследования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 4. С. 71-74.
9. Кокорева Н. А. Применение метода анкетирования в практической психологии на примере исследования эффективности использования научно-лабораторного оборудования в начальных классах // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. Психология. 2015. № 1(17). С. 180-187.
10. Кошевой О. С., Карпова М. К. Определение объема выборочной совокупности при проведении региональных социологических исследований // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2011. № 2(18). С. 98-104.
11. Орлов А. И. Нечисловая статистика. М. : МЗ-Пресс, 2004. 513 с.
12. Тихова Г. П. Планируем клиническое исследование. Вопрос № 1: как определить необходимый объем выборки // Региональная анестезия и лечение острой боли. 2014. Т. VIII. № 3. С. 57-63.
13. Cochran, W. G. 1977, Sampling techniques, 3rd edn, New York.