Жесткая регламентация культурной жизни
Реферат|История
Авторство: gotovoe
Год: 2022 | Страниц: 17
Этап в истории, плотно связанный с именованием Н.С. Хрущева, нередко именуют как «великим десятилетием». Проводившиеся в эти годы переустройства обхватывали не только сферы политической деятельности и экономики, но и культуру, науку, воспитание и иные области духовной жизни общества. Смысл этого времени, тем более в области культурного становления государства, выходит далеко за рамки реформаторской работы самого Никиты Хрущева. Более вместительным и образным определением данного периода стало заглавие небольшого романа Ильи Эренбурга «Оттепель», вышедшего в свет в 1954г, размещенного в журнале «Новый мир». Наиболее важным мероприятием, конструктивно повлиявшим на общественное понимание, стало перемена в идеологии, вызванное критикой сталинизма.
Началом «хрущёвской оттепели» послужила смерть И.В.Сталина в 1953 году.
«К «оттепели» относят еще кратковременный этап (1953 - 1964), когда у управления государства был Георгий Маленков и были прикрыты большие уголовные дела («Ленинградское дело», «Дело врачей»), было проведено помилование осуждённых за малозначительные преступления» .
«Данный этап характеризовался особенным ослаблением тоталитарной власти, выходом в свет некоторой свободы слова, демократизацией политической и социальной жизни, открытостью миру большей свободной творческой работы. Заглавие связано с присутствием на посту Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева». Этап так же характеризовался снятием строгих запретов в сфере культуры и началом контактов с зарубежными государствами. В большей степени советские жители ощутили «оттепель» с 1956 года, когда стартовала критика «культа личности» Сталина.
Никита Сергеевич Хрущев в первый раз обвинил и осудил Иоссифа Виссарионовича Сталина за глобальные репрессии и это случилось на ХХ съезде партии. Впоследствии этого съезда были освобождены из лагерей и реабилитированы (оправданы) миллионы людей. В 1957 году стартовало возвращение в пространство собственного проживания депортированных народов: балкарцев и карачаевцев, чеченцев и ингушей, калмыков.
Были восстановлены их республики, но на иные народы эти меры не распространились. Это относится к корейцам, болгарам, понтийским грекам, курдам, крымским татарам, германцам Поволжья.
Представленная работа оценивает трудности становления культуры и образования, музыки и театрального искусства живописи и духовной жизни общества во времена «хрущевской оттепели». Выбранная тема содержит особую актуальность в наше время, когда советское общество переживает весьма тяжелый период никому новшеств и реформ, когда почти все люди замкнулись на создании собственного материального благополучия, когда российское общество стоит на грани выживания.
Послевоенная – жизнь в СССР во многом определялась изменениями внешнеполитических условий развития страны, развитием отношений с союзниками по антигитлеровской коалиции. Союз этот уже на завершающем этапе войны начал обнаруживать свою недолговечность. Народ возвращался к мирной жизни с надеждой не только на лучшую жизнь в своей стране, но и на жизнь в согласии с бывшими союзниками по войне, на расширении связей с ними. Часть народа, окрыленная гордостью за свою страну, испытывала ощущение непобедимости, возможности утверждения, по меньшей мере в Европе, праведных коммунистических идей и порядков[4,C.52].
Население в целом и после войны продолжало верить в мудрость И.В. Сталина, «великого строителя народного счастья», по словам патриарха Алексия I. Оно поддерживало возглавляемые Сталиным партию, правительство. Все это отразилось на выборах в высшие органы власти в феврале 1946 г. Отвечая чаяния и сограждан, Сталин в своих предвыборных заявлениях подтвердил довоенный курс на построение полного социализма в ближайшие 15-20 лет, утверждая при этом, что коммунизм в одной стране построить можно, особенно в такой, как СССР. Для начала, считал он, надо в ближайшие три пятилетки втрое поднять уровень промышленности. Это послужило бы гарантией, от всяких случайностей».
Напряженная обстановка в международных отношениях сохранялась и наложила серьезный отпечаток на внутреннюю политику СССР.
Приоритетными стали задачи восстановления и развития народного хозяйства. Но тяжелым оставалось положение в сельском хозяйстве.
Однако гонка вооружений, командные принципы управления хозяйственной жизнью, диспропорции в экономическом развитии тормозили рост жизненного уровня населения. В целом население жило бедно. Цена за продолжение форсированного индустриального развития без учета нужд и потребностей граждан советского государства оказалась слишком высокой.
Война принесла нашей стране огромные людские и материальные потери.
Война изменила общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в СССР в 30-е гг. Особые условия войны заставляли людей мыслить творчески, действовать самостоятельно, принимать на себя ответственность.
Развитие духовной жизни советского общества, культуры происходило в таких условиях, которые отличались от довоенных. Главное из них заключалось в том, что иным стал облик советских людей, и прежде всего молодежи. У солдат и офицеров, прошедших фронт, было новое мироощущение. Этот новый взгляд на себя, на мир, на судьбу страны формировался у фронтовиков не только под воздействием личной ответственности, но и в результате осмысления новой информации, которую принесла война. Она же стала своеобразным местом общения между людьми, жизненные дороги которых в мирное время часто не пересекались. На фронте встретились деревня и город, недоучившиеся студенты и недавние заключенные[1,C.26]. Послевоенная молодежь во многих отношениях представляла собой особый социальный феномен. Молодые люди во время войны рано повзрослели, и у них имелся запас внутренней самостоятельности и зачатки чувства гражданственности. Это подорвало идейные основы тоталитарного режима и представило собой внушительную социальную силу.
Гонка вооружений и борьба за влияние на мировое общественное мнение заставили советское руководство значительно увеличить ассигнование на науку и технику. Финансирование науки в бюджете страны 1946 г. увеличились в три раза.
Февр Л. Бои за историю. М., 1991.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!