Введение
Глава первая. Тема совести в рассказе К.Г. Паустовского
«Теплый хлеб»
1.1. Путь к собственной совести
1.2. Вера в силу совести
Глава вторая. Тема совести в рассказе К.Г. Паустовского
«Телеграмма»
2.1. Достучаться до совести
2.2. Суд совести
Заключение
Список литературы
Приложение
Тема контрольной работы – «Тема совести в русской литературе (К.Г.Паустовский «Теплый хлеб», «Телеграмма» и др.)».
Актуальность темы заключается в необходимости исследования влияния совести на жизнь современного человека, живущего в эпоху больших скоростей и не способного различать добро и зло. Совесть всегда была центром нравственной жизни общества и привлекала внимание русских писателей. В своих произведениях они всегда указывали на опасность утери нравственных принципов для общества. Волновала эта тема и русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, чье творчество отличается высокой нравственностью и ненавязчивым показом нравственных поисков человека. Исследуя внутреннюю жизнь своих героев через поведение и поступки, писатель верит в силу человеческой совести, способной помочь человеку стать лучше и мудрее.
Цель исследования: изучение художественных средств изображения совести в произведениях К.Г.Паустовского.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
- определить связь описаний природы с внутренними духовными процессами, происходящими с совестью;
- проанализировать влияние состояния совести на психологические особенности поведения героев;
- рассмотреть процессы духовного возрождения совести.
Объект исследования – совесть, как нравственное понятие. Предмет исследования – духовные процессы, происходящие с совестью.
Контрольная работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.
ГЛАВА ПЕРВАЯ, ТЕМА СОВЕСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (К.Г.ПАУСТОВСКИЙ. «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ», «ТЕЛЕГРАММА» И ДР.)
1.1. Путь к собственной совести
Исследуя тему совести в русской литературе на примере творчества К.Г.Паустовского, необходимо выявить сущность понятия «совесть».
Совесть – понятие достаточно известное, и в то же время трудно определяемое. В античности совесть характеризовалась как стыд перед самим собой. Христианство определяет совесть как глас Божий. Святитель Феофан Затворник так пишет об этом: «Совесть… есть голос Вездесущего Бога в душе» [10] Ученые рассматривают совесть как нравственный закон внутри человека. Иммануил Кант пишет: «Каждый человек имеет совесть, и он всегда ощущает в себе внутреннего судью, который наблюдает за ним, грозит ему и вообще внушает ему уважение и эту силу, стоящую на страже законов в нем»[3, c.482-484] В словаре В.И.Даля понятие «совесть» изложено в следующей формулировке: «Совесть – это тайник души, в котором отзывается одобрением или осуждением каждый поступок» [2, c. 596]
Определения совести как голос Божий, как внутренний судья или тайник души, говорят о разных сторонах и качествах исследуемого понятия, его сложности регулирования и управления поведением человека на уровне сознания.
В произведениях К.Г.Паустовского нет авторских размышлений о совести. Особенность творчества писателя состоит в том, что его произведения глубоко нравственные, лишены нравоучительного тона, но насквозь пронизаны духом необходимости жить по совести.
Литературный критик М.К.Холмогоров считает, что «сила этого писателя в том, что он «без умных разговоров» пробуждает неутомимую духовную жажду» [7]
Тема совести, вечная тема для русской литературы, в рассказе К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» существует в подтексте и раскрывается опосредованно.
Сюжет рассказа с фантастическими элементами разворачивается в обычной русской деревне в послевоенное время. где живут совестливые люди. В них веками живет понимание доброго отношения к слабым и обездоленным людям. Они умеют проявлять милосердие к ним. Даже в трудное время они жалеют раненого коня, лечат и кормят его.
Но все внимание писателя обращено к неокрепшей душе главного героя - «молчаливого и недоверчивого» мальчика Фильки по прозвищу «Да ну, Тебя». Его жестокосердное сердце не верит в доброту людей. Он грубит людям, не замечая, что обижает их. Его совесть спит.
Кульминацией его нравственного развития становится встреча с раненым конем. Филька, как обычно, кричит на коня и ударяет его. За сотворенное злое дело приходит расплата, небесная кара. Меняется погода. начинается метель. Лютует мороз. вода в реке промерзает. В деревне может начаться голод. Филька плачет. Эти слезы очищения приводят его к осознанию своей вины. Он испытывает муки совести. Ему хочется спасти деревню от голода и очистить свою совесть. Он спрашивает совета у мельника Панкрата. Мудрый Панкрат предлагает Фильке самому найти решение. И совесть подсказывает Фильке правильное решение. Оно в совместном труде с друзьями. Оно в умении признать свою вину и покаяться. Главное решение Фильки – жить надо с людьми по совести и никого не обижать.