Введение
1. Основные этапы процесса христианизации и ее социокультурные последствия
2.Изменения быта населения в условиях христианизации
политические изменения в условиях христианизации
4.Мнения исследователей о последствиях христианизации Руси
Заключение
Список источников и литературы
Приложение
Тема Крещения Руси, с проникновением христианского учения к восточным славянам, по многим причинам остается актуальной и по сей день, и, вероятно, будет таковой еще долгое время. Эта тема находится на пересечении важнейших проблем русской культуры и духовности в истории российской государственности, поэтому представляет интерес для дальнейшего изучения. Особый всплеск исследовательской активности был вызван 1000-летием Крещения Руси в июне 1988 года, в течение которого было опубликовано множество монографий и сборников, посвященных этому событию.
Принятие христианства на Руси - один из важнейших вопросов в истории русского государства. Крещение Руси - это отправная точка, с которой начинается нравственное совершенствование русского народа, становление Церкви, государственности и культуры. Высшие формы культуры X-XIII веков-письменность-были тесно связаны с принятием и распространением христианства.
Русская Церковь прилагала и прилагает большие усилия для сохранения и укрепления мира, играет положительную роль в укреплении семьи, правопорядка и нравственности, в восстановлении многих исторических и архитектурных памятников, что само по себе имеет общекультурное и воспитательно-патриотическое значение.
Объектом исследования является – процесс Крещения Руси.
Предмет исследования – значение христианизации Руси.
Цель работы: определить роль христианизации в развитии Древнерусского государства.
Задачи:
- изучить этапы процесса христианизации и ее социокультурные последствия;
- выявить изменения быта населения в условиях христианизации;
- исследовать социально-политические изменения в условиях христианизации;
- сопоставить мнения исследователей о последствиях христианизации Руси.
Степень научной разработанности темы.
Для раскрытия цели и задач использовались работы ряда ученых-историков:
Так Артемов В.В. делает анализ христианизации Руси, опираясь на летописи тех лет. Автором выделяются временные этапы Крещения Руси [1].
Работа «Духовные основы истории русской культуры от крещения Руси до середины XIX века» посвящена изучению изменениям русской культуры после христианизации [2].
Автор Вовина-Лебедева В.Г. уделяет внимание формированию и развитию церковного направления [3].
Данилов А.А. анализирует различные подходы к христианизации Руси [4].
В «Истории отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия» дается хронология христианизации Руси [5].
В.И. Костенко в своей статье делает анализ различных точек зрения и резко критикует процесс христианизации Руси [6].
Кузьмин А.Г. рассматривает разные точки зрения на процесс христианизации Руси [7].
В труде «Искусство Древней Руси» речь идет об изменении культуры и быта народа в процессе христианизации Руси [8].
Благодаря книге Максимовича М.А. мы смогли проанализировать древние летописи и хронологию христианизации Руси [9].
Рассел, Джесси в юбилейном выпуске «1000-летие крещения Руси» дает анализ трудов авторов о Крещении Руси [10].
Рыбаков С.В. рассматривает социально-политические последствия Крещения Руси [11].
Интересным является мнение Сахарова А.Н. в ходе которого он анализирует подходы к событиям Крещения Руси [12].
Однако, не смотря на обилие исследований, данная тема недостаточно хорошо изучена и требует дальнейшего изучения.
Хронологические рамки работы. Работа охватывает исторические события, произошедшие в период с 988 года (Крещение Руси) 1015 (последствия Крещения Руси) и далее.
Структура работы.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и одного приложения.
В первой главе изучены этапы процесса христианизации и дана характеристика социокультурных последствий христианизации. Во второй главе представлен анализ изменений быта населения в условиях христианизации. В третьей главе исследованы социально-политические изменения в условиях христианизации. В четвертой главе сопоставляются мнения исследователей о последствиях христианизации Руси.
Список использованных источников и литературы включает в себя 12 источников.
- Основные этапы процесса христианизации и ее социокультурные последствия
Христианство это одна из известнейших мировых религий. Его развитие в I-III вв. это уникальнейший в истории процесс преобразования общины в большую организацию. История развития христианства может быть поделена на пять этапов, каждый из которых имеет свои особенности (приложение 1).
Таким образом, можно выделить пять этапов развития процесса христианизации. Начиная как самостоятельная религия, христианизация стала религией государства. Христианизация стала не только религией, но и образом жизни, включающим в себя социальную, политическую, экономическую и культурную стороны.
Христианизация на Руси началась в 990 году князем Владимиром. Первый обряд крещения был проведен в Киеве, в нем приняло участие все население. Первой церковью была церковь святого Василия, установленная на холме [2, с. 33].
Процесс христианизации Руси занял несколько десятков лет, пришлось преодолевать ожесточенное сопротивление людей, не желавших принимать эту веру. Таких людей жестоко убивали, преследовали и обращали в веру насильно.
Издавались княжеские указы, привозились иконы, строились церкви, церковные службы велись на родном для народа языке, что делало христианство религией, понятной для народа.
На Руси церковь была независима от государства, на ее содержание князь выделял десятую часть княжеского дохода, это называлось Десятиной. Вместе с христианством на Русь пришла грамотность, стали организовываться первые школы, куда матери со страхом отдавали своих детей. Школы могли посещать дети только из богатых семей [5, с. 17].
Следовательно, русская церковь представляла собой силу, объединяющую разрозненные земли в единую общность. Свою деятельность церковь осуществляла совместно с государством, поскольку именно государство помогало ее развитию.
Крещение Руси было очень значимым этапом в формировании истории Древнерусского государства. Хочется отметить основные социокультурные последствия принятия христианства.
Во-первых, христианизация создала условия для формирования нового русского мировоззрения, что позволило сформировать такие качества у людей как: добро, сочувствие, человеколюбие, мораль, ответственность за свои поступки. Была создана православная система ценностей, основанная на строгих ограничениях, строгом соблюдении моральных принципов и религиозной этики.
Во-вторых, христианизация способствовала развитию материальной культуры и созданию произведений искусств. Например, создание произведений каменного и деревянного зодчества (построение храмов), фресковая живопись.
В-третьих, изобретение кириллицы и распространение грамотности. Создание уникальнейших произведений литературы, в основу которых легло христианское мировоззрение, например, житие святых. Литературные произведения древнерусского государства были пропитаны религиозностью и служили духовным просвещением народа.