Введение
1. Законодательные основы этических норм в общении врача и пациента
2. Особенности речевого общения врача и пациента
3. Этические вопросы проблемы непричинения вреда пациенту
4. Этика «медицинской тайны»
Заключение
Список используемой литературы
Этические требования к общению медицинского работника с пациентом вырабатывались в медицине со времен глубокой древности. Размышления об этих проблемах содержатся в трудах многих выдающихся врачей, начиная с трудов Гиппократа и заканчивая современными исследованиями в области биоэтики. Принцип уважения личности пациента, его прав и достоинства сформулирован в биомедицинской этике сравнительно недавно – во второй половине 20 века, но он фактически присутствовал в медицинской этике с начала ее эволюции. Этические требования соблюдения «медицинской тайны», непричинения вреда пациенту, направленности всей деятельности медика на благо больного – это проявление уважения к личности пациента.
Одна из наиболее актуальных проблем терапии больных - это изучение условий оптимальности и эффективности лечебного процесса, важной психологической характеристикой которого являются взаимоотношения между врачом и больным, а именно коммуникативное взаимодействие в диаде «врач-больной», в которой главную роль играют этические нормы общения.
Вопросам речевого общения врача и пациента посвящено много научных работ. Так, Ригельман Р в своей работе «Как избежать врачебных ошибок» подробно рассматривает вопросы ятрогении и соррогении, что относится к этической стороне профессии врача. Акопов В.И. анализирует правовое положение этических вопросов врача и медсестры, дает обзор основным законодательным актам, регулирующих медицинскую этику, Менделевич В. Рассматривает психологические моменты общения врача и пациента, особое внимание уделяя психологическому состоянию пациента как основе его здоровья.
В данном реферате используются вышеназванные работы, а также нормативно – правовые акты, регулирующие вопросы этического общения врача и пациента.
Цель исследования: изучение особенностей соблюдения этических норм в речевом общении врача и пациента.
Задачи исследования:
- рассмотреть законодательные основы этических норм в общении врача и пациента;
- определить особенности речевого общения врача и пациента;
- изучить этические вопросы проблемы непричинения вреда пациенту;
- проанализировать этику «медицинской тайны».
Среди методов, которые использовались при написании данного реферата можно выделить метод анализа литературы, метод сравнения различных точек зрения на вопросы этики в общении и метод конспектирования основных положений ученых.
1. Акопов В.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности медсестер [Текст] / В.И.Акопов. – Москва: ИКЦ «Март», 2004. – 289 с.
2. Биомедицинская этика [Текст]: словарь-справочник / Т.В. Мишаткина.- Мн.: Минск, 2007. – 93 с.
3. Иванюшкин А.Я. Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела [Текст]: Учебное пособие / А.Я. Иванюшкин, А.К. Хетагурова. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. - 297 с.
4. Менделевич В. Клиническая (медицинская) психология [Текст]: Учебное пособие / В.Менделевич. – М.: ООО «МЕДпресс-информ». – 2008. – 432 с.
5. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант [информационно – правовой портал]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10104616 (27.10.2011)
6. Ригельман Р. Как избежать врачебных ошибок [Текст] / Р.Ригельман. – М.: Практика, 2004. – 210 с.
7. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [справочная правовая система]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ukrf/ (27.10.2011)
8. Этический кодекс медицинской сестры России. [Электронный ресурс] // Медицина и право [сайт]. – Режим доступа: http://www.med-pravo.ru/Ethics/NursCodeRF.htm (27.10.2011)
9. Этический кодекс российского врача. Утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994 г. [Электронный ресурс] // Медицина и право [сайт]. – Режим доступа: http://www.med-pravo.ru/Ethics/EthCodRF.htm (27.10.2011)