Введение
1. Правоохранительная деятельность: основные правовые характеристики
2. Уполномоченные субъекты правоохранительной деятельности
2.1. Признаки классификации правоохранительных органов. Правоохранительные органы конституционного и финансового контроля
2.2. Правоохранительные органы правосудия
2.3. Правоохранительные органы уголовной юрисдикции и оперативно-розыскной деятельности
2.4. Следственный комитет Российской Федерации
2.5. Федеральная служба безопасности
2.6. Органы внутренних дел
2.7. Федеральная служба России по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН)
2.8. Пограничные органы федеральной службы безопасности России
2.9. Таможенные органы Российской Федерации
2.10. Федеральная служба исполнения наказаний
3. Специфика и основные направления совершенствования правоохранительной деятельности в субъектах Российской Федерации (на примере деятельности мировых судей)
Заключение
Список использованной литературы
В государственный элемент (власть) входит (вплетена) идея контроля. В этом смысл государственной силы и мощи, каким бы государство (демократическим или, к примеру, авторитарным) не было, каким бы режим или форма управления не были. Государство имеет ресурс – власть, поэтому ему все подконтрольно (территория, границы, поведение людей, принятие законов, регулирование налоговой политики и др.).
В настоящий момент не рассматриваются мотивы этой идеи, они могут быть разнообразны – от самых спорных, в виде узурпации власти и получения благ власть имущими, и до чистейших с точки зрения демократических основ и необходимости обеспечения иных ценностей – прав и свобод конкретного человека и общества в целом.
Как бы то ни было, власть предполагает прямое выражение воли держателей этой власти и способности добиться исполнения этой воли независимо от того, кто и как относится к этому, различными способами: законодательным закреплением системы ценностей и механизмов реализации тех или иных правоотношений, деятельностью по обеспечению законодательно закрепленных ценностей, прав, свобод и, безусловно, обязанностей.
При этом власть, как пишет Д.Н. Бахрах, это важнейшее, необходимейшее средство управления, обеспечивающее согласование воль, а значит, и действий разных людей .
Таким образом, государство разрабатывает и внедряет механизмы влияния на различные процессы повседневной жизнедеятельности. Иначе говоря, регулирует их. При этом создание законодательной и нормативной базы является основным элементом такого регулирования, обеспечивая платформу последующих государственных действий. Деятельность государства приобретает, таким образом, правовой характер. Мысль верна, но не нова, об этом же говорят ученые .
Целью работы является рассмотрение содержания правоохранительной деятельности и системы органов, её осуществляющих.
Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)):
1) Изучить основные правовые характеристики правоохранительной деятельности.
2) Проанализировать признаки уполномоченных субъектов правоохранительной деятельности, а также отдельные виды указанных субъектов, а именно: правоохранительные органы конституционного и финансового контроля, правоохранительные органы правосудия, правоохранительные органы уголовной юрисдикции и оперативно-розыскной деятельности и др.
3) Осветить специфику и основные направления совершенствования правоохранительной деятельности в субъектах Российской Федерации (на примере деятельности мировых судей).
Раскрытие темы производится с позиций общенаучных методов (социологический, системный, статистический), общелогических методов теоретического анализа, частнонаучных методов (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).
Объект исследования включает в себя систему закономерностей, связей, отношений, проблем, видов деятельности, законодательных пробелов и предложений по совершенствованию законодательства.
Предмет исследования составляет комплекс процессуальных, правовых проблем, связанных с характером настоящего исследования.
1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 2009. – № 4. Ст. 445.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1994. – № 13. Ст. 1447.
4. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1995. – № 3. Ст. 167.
5. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС КонсультантПлюс.
6. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства РФ, 1995. – № 15. Ст. 1269.
7. Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (ред. от 31.05.2010) // Ведомости СНД и ВС РФ, 1993. – № 17. Ст. 594.
8. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 08.02.2011. № 25 (5401).
9. Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации» // Парламентская газета. 14 - 20.01.2011. – № 1-2.
10. Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утв. Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 // Российская газета. 31.07.2004. – № 162.
11. Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. – № 1013 // Собрание законодательства РФ, 2004. – № 32. Ст. 3314.
12. Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004– № 1314 // Собрание законодательства РФ, 2004. – № 42. Ст. 4109.
13. Александрова Р. Единство судебной системы – важнейший принцип судоустройства в Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс, 2006. – № 11.
14. Алексеев А.И. Введение в курс «Правоохранительные органы России»: Курс лекций. Кисловодск: КГТИ, 2007.
15. Артемьев А.М. Государственная правоохранительная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение: Дис. ... докт. юрид. наук. – М., 2008.
16. Бахрах Д.Н. Административное право России. – М.: Эксмо, 2008.
17. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА, 2012.
18. Буранов З.М. Институционализация судебной власти в субъектах Российской Федерации (на примере Кабардино-Балкарской Республики) // Мировой судья, 2008. – № 9-10.
19. Городецкий П.Г. Проблемы деятельности федеральной системы правоохранительных органов России: Дис. ... докт. юрид. наук. Рязань, 2012.
20. Гулягин А.Ю. Правоохранительная деятельность: основные правовые характеристики // Административное право и процесс, 2011. – № 6.
21. Гулягин А.Ю. Уполномоченные субъекты правоохранительной деятельности // Российская юстиция, 2012.
22. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – М., 2005.
23. Девликамов А.А. О некоторых проблемах конституционно-правового регулирования деятельности судебной власти в Российской Федерации // Уголовное судопроизводство, 2008. – № 4.
24. Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. 6-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2008.
25. Ишеков К.А. Особенности конституционного принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации // Централизм, демократия, децентрализация в современном государстве: конституционно-правовые вопросы: Материалы Международной научной конференции (Москва, 7 - 9 апреля 2005 г.) / Под ред. С.А. Авакьяна. – М., 2006.
26. Калиничева А.С. Симметричная и асимметричная модели федеративных отношений // Конституционное и муниципальное право, 2008. – № 14.
27. Конев Ф.Ф. Федеративные отношения и развитие самостоятельности субъектов Федерации // Конституционное и муниципальное право, 2003. – № 3.
28. Конин Н.М. Административное право России. Общая и особенная части: Курс лекций. – М., 2004.
29. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая и др. – М., 2009.
30. Павликов С.Г. Конституционная парадигма современной российской судебной системы // Конституционное и муниципальное право, 2007. – № 9.
31. Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. А.В. Ендольцевой, О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. 6-е изд., перераб. и. доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009.
32. Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. проф. К.Ф. Гуценко. – М., 1995.
33. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. – М., 2012.
34. Студеникин В.Е. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел как объект управления: Дис. ... канд. юрид. наук – М., 2004.
35. Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления (проблемы надведомственного контроля). – М., 1974.
36. Терехин В.А. К вопросу о возможности передачи мировой юстиции на федеральный уровень // Российская юстиция. 2009. – № 2.
37. Терехин В.А. Некоторые достижения и просчеты современной судебной реформы // Российская юстиция, 2008. – № 10.
38. Черемных Г.Г. Судебная власть в Российской Федерации. – М., 2008.
39. Шелепова С.А. Федеральная служба безопасности в системе правоохранительных органов в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2008.
40. Яценко И.С., Девликамов А.А. Конституционное регулирование судебной власти и судебных систем в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ. – М., 2007.