17. Дайте определение дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Какие задачи решает БЖД? Как осуществляется управление БЖД?
15. Дать определение допустимой (условно безопасной) силе электротока. В чём различие биологического воздействия постоянного и переменного электротока?
12. Дать характеристику огнегасительных средств
15. Дать понятие коэффициента естественной освещенности (КЕО)
5. Как осуществляется государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда?
16. Правила поведения и способы защиты населения в очаге радиоактивного заражения
17. Дайте определение дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Ка¬кие задачи решает БЖД? Как осуществляется управление БЖД?
С наступлением нового века в российском обществе наконец осознан приход нового постиндустриального этапа безопасности человека. Эволюция общественного сознания, настоятельное и непрерывное давление государственных ведомств и общественных организаций, озабоченных обеспечением безопасности – все это вместе взятое обеспечило преодоление определенного порога. Стало ясно, что подготовка молодежи к повседневному решению задач безопасности становится в 21 веке судьбоносной для общества на всех его уровнях.
Основы безопасности жизнедеятельности отнесены к естественно-научной области знаний и поставлены, таким образом, в один ряд с классическими образовательными областями: химией, физикой, биологией, экологией, математикой и другими.
Сегодня дисциплина БЖД опирается на осознанную, но стихийно обозначившуюся потребность общества, на правила безопасного поведения, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. Сегодняшние законы государства, являющиеся частью политики, потребности и правила поведения могут изменяться со временем. Поэтому в основе новой общеобразовательной области, предназначенной для подготовки молодежи к жизни должна быть наука – систематизированное и обобщенное знание об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества. Именно научный подход позволяет понимать и прогнозировать процессы и явления, эффективно действовать в данной сфере жизнедеятельности. Эта наука должна быть самостоятельной и иметь свои методологические подходы.
Важно подчеркнуть, что человек как индивид-личность не может рассматриваться вне социума – общества. Человек для нас – самое ценное и уязвимое, но и наиболее опасное для себя и среды обитания создание на Земле.
Главная цель этой науки – выявление закономерностей безопасного развития, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасных условий жизнедеятельности человека и общества, выработка соответствующих мер по их упреждению, локализации и устранению.
Специфической особенностью науки о безопасности жизнедеятельности является то, что ее феномен нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Ясно, что здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.
Естественно-научная ориентация науки о безопасности жизнедеятельности выражается в том, что она, оформляясь в качестве самостоятельной области знаний, методологически опирается на уже сложившиеся стандарты в классическом естествознании – в биологии, физике, химии, медицине и т.д.
Общественная ориентация проявляется не менее многообразно, охватывая такие науки, как история, политология, философия, психология, социология, экономика и др.
Технологическая ориентация проявляется во взаимосвязи с техническими дисциплинами всех направлений – от техники безопасности при производственных процессах до информатики и кибернетики.
В методологическом плане наука о безопасности жизнедеятельности по своему общенаучному статусу является современной комплексной наукой фундаментально-прикладного характера. Фундаментальной в том смысле, что исследует и познает закономерности такой сферы, которая не освещается никакой другой ныне существующей наукой: никакие отдельные науки и научные направления не изучают сферу жизнедеятельности человека