Введение
- Развитие одаренности школьников как психолого-педагогическая проблема
- Подготовка педагогических кадров к работе по развитию одаренности учащихся
Выводы
Литература
Отчёт по практике|Педагогика
Авторство: bugalter
Год: 2024 | Страниц: 51
Введение
Выводы
Литература
Социальный запрос современного общества отражает переход от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Новые вызовы, связанные информатизацией, научными открытиями, появлением новых профессий ставят требования мобильности в профессии и образовании. Необходимо готовить выпускников владеющих основами научных методов познания окружающего мира, мотивированных на творчество, инновационную деятельность подготовленных к осознанному выбору профессии, понимающие значение профессиональной деятельности для человека и общества.
В современной школе происходит изменения процесса обучения, связанного не только с передачей необходимого объема знаний, но и передачей способов получения знаний. Необходимость такого перехода рассматривается в психолого-педагогических трудах А.О. Карпова [50], М.В. Кларина [51], Нагаева И.А. [79], А.Н. Поддьякова [92], А.В. Хуторского [137] и др.
Особую роль в этом выполняют учителя их готовность решать эти запросы с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика и раскрытия его возможностей и способностей.
Устанавливая требования к результатам освоения образовательной программы (углубленный уровень), ФГОС СОО конкретизирует и утверждает их, как сформированные исследовательские умения необходимые для анализа различных физических явлений; выдвижения гипотез; владения методами самостоятельного планирования и проверки в эксперименте [125].
Эффективность образовательной деятельности заключается не только в повышении успеваемости учеников, но и в предоставлении школьникам возможности построения индивидуальной образовательной траектории. Такая подготовка учащихся может осуществляться по четырем направлениям:
- физические олимпиады;
- учебно-исследовательская деятельность;
- физические конкурсы;
- техническое творчество.
Таким образом, система образования должна не только выявлять талантливых детей, но в первую очередь предлагать каждому ребенку такую образовательную траекторию, которая будут развиваться его индивидуальные особенности, направленные на общественно значимую деятельность.
Различные подходы при работе с одаренными детьми рассматривали педагоги (А.А. Бударный, Б.С. Гершунский, Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, М.И. Шабунин, Г.Н. Яковлев и др.), психологи (Л.C. Выгодский, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, Н.Ф. Талызина, Н.Б. Шумакова, Дж.П. Гилфорд, Дж.С. Рензулли, Дж. Фримен и др.), методисты (О.А. Абдуллина, Ю.И. Дик, И.Д. Зверев, В.И. Земцова, С.Е. Каменецкий, В.Н. Мощанский, Н.Д. Никандров, И.А. Новик, В.Г. Разумовский, А.В. Усова и др.).
А.А. Бударный выделил три группы учеников: с высокими, средними и низкими учебными возможностями. Эти критерии определяют различия учащихся в процессе обучения, носят общий характер [21].
Б.С. Гершунский рассматривал глобальные проблемы развития образования в долгосрочной перспективе, в третьем тысячелетии [29].
Б.Т. Лихачев исследовал вопросы организации детского коллектива и развития личности. Особое внимание уделено психологическим аспектам педагогических явлений, пониманию детской личности как субъекта воспитания и обучения [67].
Л.C. Выгодский исследовал психолого-педагогические закономерности развития детей в различные периоды жизни [25].
В.В. Давыдов, его работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития [35].
В.Н. Дружинин описывал современный инструментарий психодиагностики интеллекта и креативности [37].
Н.В. Кузьмина довольно полно описывает педагогическую реальность и дает возможность понять место и структуру такого педагогического феномена как педагогическое мастерство. Автор акмеологической концепции непрерывного образования, исследований закономерностей и факторов достижения вершины профессионализма, творческого долголетия [56].
А.Н. Леонтьев изучал проблемы формирования личности [67].
С. Л. Рубинштейн, область его научных интересов включала в том числе теорию и методологию способностей [100].
В.В. Сериков разрабатывал теоретические основы и практические аспекты проектирования педагогических систем, направленных на развитие личности учащихся [107].
Н.Ф. Талызина изучала закономерности и механизмы процесса учения, формирования умственных действий и познавательных умений [118].
Н.Б. Шумакова рассматривала проблемы обучения и развития талантливых детей и подростков в условиях средней общеобразовательной школы [145].
Дж. Рензулли разработал концепцию одаренности, согласно которой одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности, настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу) и дополнительно эрудиции и благоприятной окружающей среды [98].
Дж. Фримен изучал концепции одаренности в разных государствах и прослеживал практические следствия из теоретических различий в них. Уделял внимание как внутри, так и внешкольным образовательным средствам. На основе анализа делал выводы о многообразии форм помощи одаренным детям и совершенствовании условий их образования [130].
Значительный вклад в разработку проблемы формирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся в русле проблемно-рефлексивного и деятельностного подходов представлен в психолого-педагогических исследованиях А.А. Бударного [21], В.В. Давыдова [35], И.С. Винниковой [23], Г.Б. Голуб [30], В.М. Шеймана [143], A.B. Хуторского [138], И.О. Якиманской [147] и других. Индивидуальные образовательные траектории учащихся связывают с реализацией деятельности, которая для них является личностно значимой. Так, A.B. Хуторской рассматривают индивидуальную образовательную траекторию, как реализацию собственного потенциала ученика [138].
Педагогическое проектирование как профессиональная деятельность учителя представлены в трудах Е.В. Андриенко [5], Т.А. Безматерных, О.Ю. Терещенко О.Ю. [13], И.Л. Беленок [14], Б.С. Гершунского [29], В.И. Земцовой [43], Г.С. Костюк [53], Н.В. Кузьминой [56], Д.Г. Левитес [61], В.В. Новицкого [83].
Подготовка учителя к педагогическому проектированию образовательного процесса рассматривается в работах О.А. Абдуллиной [1], Т.С. Фещенко [129].
Анализируя работы вышеперечисленных авторов, можно сделать вывод о том, что в большинстве источников:
- не показаны проблемы специфики построения индивидуальной образовательной траектории для талантливых учащихся;
- не разработана методическая система подготовки учителя к проектированию и организации индивидуальной образовательной траектории талантливых учащихся.
Как результат создавшейся ситуации возникают противоречия:
- между необходимостью учета особенностей, талантливых учащихся в образовательном процессе и недостаточным уровнем подготовки учителей к организации углубленного изучения на этапах общего образования;
- между целесообразностью построения индивидуальной образовательной траектории для талантливых учащихся и неразработанностью проблемы подготовки учителя к проектированию индивидуальной образовательной траектории таких учащихся.
Проблема состоит в поиске ответа на вопрос, какой должна быть методическая подготовки учителя к проектированию и организации индивидуальной образовательной траектории талантливых учащихся, позволяющая обеспечить готовность учителя к осуществлению этих процессов.
В данной связи решение рассматриваемой проблемы в педагогике сегодняшнего дня можно, на наш взгляд, соотнести со следующими аспектами.
Всего 147 источников
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!