Введение
1. Теоретический анализ безработицы среди молодежи как социальной проблемы
1.1. Причины безработицы выпускников вузов в современной России
1.2. Зарубежный опыт профилактики безработицы среди молодежи
2. Анализ безработицы среди молодежи на новосибирском рынке труда
2.1. Ситуация на новосибирском рынке труда
2.2. Результаты исследования профессиональной ориентации и безработицы среди молодежи
Заключение
Список литературы
Приложение
Безработица как форма проявления занятости, характеризуется крайней степенью отклонения от равновесного ее состояния. Она может быть определена как отношения в условиях товарной системы хозяйствования между обществом и работником, когда трудовой ресурс последнего в данный момент времени невозможно задействовать в общественном производстве.
Безработица среди молодежи – сложное социально-экономическое явление, при котором часть вполне трудоспособного населения страны находится в поиске работы и готова приступить к ней, но не может реализовать свое право на труд, и, тем самым, не получает основных средств к существованию. Поскольку молодежь представляет собой наиболее крупный сегмент в структуре рынка труда, эта проблема имеет большое значение, так как порождает постоянный прирост предложения рабочей силы.
Ежегодно на рынок труда прибывает порядка 116 тысяч молодых людей, в то время как число создаваемых рабочих мест может удовлетворить потребность лишь половины из них.
Ежемесячно на молодежную биржу труда обращаются около 1200-1400 молодых людей, но трудоустраиваются лишь 40-45 % от всех участвующих в поиске работы. В результате проблема приобретает все большую актуальность. По официальным данным, уровень безработицы среди молодежи достигает 10,1 %, из которых почти 60 – не трудятся длительное время. Среди последних немало выпускников вузов (14%), профессиональная специализация которых не соответствует потребностям в рабочих местах на рынке труда. Рост безработицы среди молодых специалистов ведет не только к снижению уровня жизни семьи молодого гражданина, но так же и к серьезным экономическим потерям всего общества.
В современной России, к сожалению, не созданы условия, которые бы в полной мере способствовали реализации правовых и социальных гарантий на труд молодых ее граждан.
Цель работы – изучить безработицу среди молодежи как социальную проблему.
Объект исследования – безработица.
Предмет исследования – молодежная безработица как социальная проблема.
Задачи:
1. Рассмотреть причины безработицы выпускников вузов в современной России.
2. Изучить зарубежный опыт профилактики безработицы среди молодежи.
3. Провести анализ безработицы среди молодежи
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; анкетирование; количественный и качественный анализ результатов.
1. Теоретический анализ безработицы среди молодежи как социальной проблемы
1.1. Причины безработицы выпускников вузов в современной России
Остановимся на главных особенностях безработицы среди выпускников вузов. Данные особенности будем выявлять в соответствии с причинами, породившими данную безработицу. Необходимо проанализировать ситуацию и понять, какие пути ее разрешения будут оптимальными. Так, поняв причины безработицы среди выпускников, можно выработать эффективные меры по ее предупреждению и сокращению продолжительности.
Основной причиной безработицы среди выпускников, которую выделяют эксперты по трудоустройству, является первое появление на рынке труда. Большинство выпускников учебных заведений не имеют за плечами опыта работы, и основным субъективным фактором большой незанятости выпускников является ее неконкурентоспособность [4]. Кроме того, ситуация высокой конкуренции сложилась непосредственно на молодежном рынке труда, где ярко выражена структурная безработица, т.е. несоответствие спроса и предложения на рынке труда. Так по особо престижным специальностям – юрист, экономист и т. п. – на одну вакансию претендуют десять и более человек. Ежегодно только через службу занятости на учет становятся более двух тысяч экономистов и бухгалтеров. При этом за тот же срок факультеты только дневных отделений вузов по тем же специальностям на рынки труда выпускают еще 500 человек [1]. В это же время котировка инженерных специальностей у выпускников вузов значительно ниже – всего два-три человека на место.
В современных условиях профессиональные знания очень быстро устаревают. Ежегодно в мировом хозяйстве, по оценкам западных исследователей, отмирает более 500 старых профессий и возникает более 600 новых [12]. Если раньше высшего образования было достаточно для 20-25 лет практической деятельности, то сейчас оптимальный срок его эффективности составляет 5-7 лет, а в отраслях, определяющих научно-технических прогресс – 2-3 года. Это означает, что в некоторых отраслях инновационные циклы короче, чем время подготовки специалистов, что приводит к быстрой потере работниками квалификации [2].
Для молодого человека крайне важно получить конкурентоспособную профессию, от этого зависит, насколько легким или тяжелым будет трудоустройство. Однако, решая нелегкую задачу выбора жизненного пути, и профессии в том числе, молодые люди, к сожалению, нередко ориентируются престижность получаемого образования. Тем самым они не задумываются о том, можно ли будет устроиться на работу по полученной специальности. Например, в последние годы в нашей области отмечается значительное перепроизводство юристов, экономистов, но желающих получить такие профессии не становится меньше.
1. Голубева Я.В. Спасибо моей безработице: метод. рек. по организации и проведению клуб. занятий / Я.В. Голубева, Т.В. Черникова. – Волгоград: ГУДО ВОЦП, 2011. – 88 с.
2. Давыдов Д.Г., Чмыхова Е.В. Обзор зарубежных подходов к созданию компьютерных систем профориентирования [Электронный ресурс]. URL: http://www.conf.muh.ru/110220/thesis_Davydov.htm.
3. Дьяченко М.И, Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. – Минск: Изд-во БГУ, 1993. – 107 с.
4. Информационный портал Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России» [Электронный ресурс]. URL: www.trudvsem.ru.
5. Кинаш С.Д. Формирование социально-трудовой компетентности у незанятой молодежи в условиях клубной работы: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. – 24 с.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. – 2002. – № 2. Рег. № 0110710.
7. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Оценка качества профессионального образования / под ред. В.И. Байденко, Дж. Зантворта; Проект ДЕЛФИ. – М., 2011. – 137 с.
8. Панкратова Т.Б. Проблемы молодежной безработицы и пути ее решения // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 9. – С. 268-276.
9. Перминова Е.В., Тюрина Е.Е. Содействие занятости молодежи – социальная потребность [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakon72.info/nic?d&nd=466200536&prevDoc=466200467&mark.
10. Перспективы развития социальных служб для молодежи Белгородской области / Информац.-аналитич. отчет по итогам социологических исследований. – Белгород: БГУ, 2014. – 31 с.
11. Приемы и методы содействия детям и молодым людям в рамках сотрудничества на благо развития / Отдел 43: Здравоохранение, образование, социальная защита. Сектор «Помощь детям и молодым людям как целевой группе Программы сотрудничества на благо развития» / под ред. Ш. Тиммеля. / Пер. А. Тимофеева. – Эшборн: Изд-во «Немецкое Общество по техническому сотрудничеству ГмбХ (GTZ), 2008. – 436 с.
12. Система профориентации в США [Электронный ресурс]. URL: http://www.profosvita.org.ua/ru/experience/usa.html?from = rss_week.
13. Ситуация на рынках труда стран ЕС в послекризисный период // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – № 8. – С. 7.
14. Трофимова Н.М., Еремина Е.И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста // Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 42-48.
15. Фокина В.Н., Амелина Е.Е. Государство, общество и вузы в системе трудоустройства выпускников [Электронный ресурс]. – URL: http://www.conf.muh.ru/110220/thesis_Fokina.htm.
16. Jackson S., Cameron C. Unemployment, education and social exclusion: the case of young people from public care//YIPPEE, Thomas Coram Research Unit, Institute of Education, London [Электронный ресурс]. URL: http://tcru.ioe.ac.uk/yippee.
17. O’Higgins N. Youth Unemployment and Employment Policy: A Global Perspective (Geneva, 2001). [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilo.org/global/lang--en/index.htm.