Введение
1. Значение картографического метода в обучении географии
2. Особенности применения в обучении географии традиционных картографических пособий
3. Методические особенности применения в процессе обучения интерактивных картографических пособий
4. План-конспект урока «Угольная промышленность России» с применением интерактивных картографических пособий
Заключение
Список использованных источников
Социально-экономические процессы в развитии общества XXI в. проникают в сферу образования, создавая новые целевые ориентиры. В условиях нынешней эпохи, ее динамичности, информационной насыщенности объективно возрастает роль школьного образования, усиливается его вклад в воспитание интеллектуального и духовно-нравственного потенциала нации.
Актуальные образовательные цели ориентированы на воспитание и развитие личности, готовой к активности, творческой самостоятельности и ответственности в жизненных ситуациях. Именно поэтому главными критериями качества образования, в том числе географического, признаются сформированные у школьников умения применять усвоенное содержание в жизненных ситуациях, в самообразовании и профессиональной деятельности.
Понимание актуальных целей школьного географического образования подтверждается также изменениями в географической науке, усилением конструктивного (преобразовательного) характера ее современных исследований. Сегодня география предлагает пути решения многих проблем жизни общества (экологических, демографических и др.). «Чтобы быть реально полезной людям, география должна осуществлять контроль за состоянием и качеством окружающей среды, давать прогноз условий жизни людей и принимать участие в управлении средой...»1. Именно поэтому современное школьное географическое образование должно исходить из необходимости формирования умений и способов деятельности как основы в развитии компетенций учащихся.
Таким образом, современные образовательные цели школьной географии выстроены с учетом компетентностного подхода и существенно меняют сложившуюся методическую систему обучения. Акцент в определении целей, содержания школьного географического образования и оценивании его результатов смещается к практической составляющей обучения, т.е. к процессу приобретения школьниками опыта в решении практико-ориентированных задач. В связи с этим практическая деятельность становится важнейшим компонентом образовательного процесса и это можно реализовать с использованием интерактивных картографических пособий.
Анализ современного географического образования позволил выявить следующие проблемы в практике школы:
1) учителя в ходе учебного процесса не всегда учитывают особенности формирования географических умений, практические работы осуществляют бессистемно, не закрепляя практически значимые умения учащихся;
2) содержание практических заданий с картографическими пособиями не в полной мере отражает конструктивное направление современных географических знаний.
Во многом положение дел обусловлено противоречиями, которые характеризуют современную практику работы школы: между усиливающейся практической значимостью географического образования для современного общества и неразработанностью методики овладения школьниками умениями в процессе обучения географии, основанной на изучении интерактивных картографических пособий.
Выше изложенное противоречие указывают на необходимость теоретического обоснования и разработки методической модели реализации практической составляющей обучения географии в соответствии с актуальными целями и задачами школьного образования и современными тенденциями развития географических исследований.
Цель работы – определить значимость применения интерактивных картографических пособий при изучении темы «Угольная промышленность России».
Объект исследования – картографический методы в изучении географии.
Предмет исследования – применение интерактивных картографических пособий при изучении темы «Угольная промышленность России».
Задачи:
1. Выявить значение картографического метода в обучении географии.
2. Выявить особенности применения в обучении географии традиционных картографических пособий.
3. Определить методические особенности применения в процессе обучения интерактивных картографических пособий.
4. Разработать план-конспект урока «Угольная промышленность России» с применением интерактивных картографических пособий.
Методы следования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация; моделирование.
1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. – М.: Просвещение, 1990. – 303 с.
2. Берлянт А.М. Картография. – М.: Аспект-пресс, 2001. – 336 с.
3. Буланов С.В. Современная картографическая подготовка школьников: цели, содержание, образовательные технологии. – Владимир, 2005. – 48 с.
4. Булдакова Н.Б. Особенности работы с интерактивными картами на уроках экономической географии // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2014. – №1. – С. 75-78
5. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. и др. География России. Хозяйство и географические районы. Учебник для 9 класса. – М.: Дрофа, 2011 – 288 с.
6.Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / И. Г.Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.
7. Зебарева М. А., Махрова М. Л. К вопросу о развитии картографической компетенции у студентов на лекциях в рамках дисциплины «Экономическая и социальная география зарубежных стран» при изучении раздела «Мировое хозяйство» // Вестник науки и образования. – 2015. – № 6 (8). – С. 56.
8. Иванов Ю.А. Методика преподавания географии: учебно-методическое пособие по методике преподавания географии / Ю.А. Иванов; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2012. – 420 с.
9. Комиссарова Т.С, Картография с основами топографии: Учеб. для студентов. высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2001. – 181 с.
10. Котляков В.М. География в меняющемся мире. Т. 3. – М.: Наука, 2003. – С. 9-22.
11. Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 416 с.
12. Махрова М.Л., Зебарева М.А., Тесевич А.А. Электронная карта как средство в развитии картографической компетентности будущих учителей географии // Проблемы современной науки и образования. – 2015. – № 1 (31). – С. 96-97.
13. Преображенский В.С. Поиск в географии. – М.: Просвещение. 1986. – 223 с.
14. Программно-методические материалы. География. 6-11 кл. / сост. В.И.Сиротин. – М.: Дрофа, 2012. – 256 с.
15. Салищев К.А. Картоведение. – М.: Изд-во Моек, ун-та, 1990. – 400 с.
16. Сборник разноуровневых программ. 6-10 классы. География. – М.: Просвещение, 2006. – 190 с.