Курсовая работа|Социология

Курсовая Особенности половой социализации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Svetlana

Год: 2014 | Страниц: 31

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОЛОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

1.1. Развитие понятия «половая социализация» в психологической науке

1.2. Особенности половой социализации в онтогенезе

1.3. Факторы, влияющие на половую социализацию

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

2.1. Методы и организация исследования

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Социализация – процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения, процесс вхождения в социальную среду.

Половая социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Основные усилия исследователей сфокусированы на анализе процесса формирования половой идентичности личности, т. е. на выяснении того, каким образом мальчики и девочки превращаются во взрослых людей, демонстрирующих типичное для своего пола поведение. Для объяснения процесса формирования половой идентичности личности и усвоения половой роли используются как хорошо известные психологические теории (психоаналитическая, теория социального научения, теория когнитивного развития), так и специализированные гендерно-ориентированные теории: теория социального конструирования гендера (Дж. Лорбер, С. Фаррелл, К. Уэст, Д. Зиммерман) и теория гендерной схемы (С. Бем).

Анализ влияния разных институтов социализации (семьи, школы, общества, сверстников, СМИ) на процесс формирования половой идентичности личности (S. Golombok, R. Fivush) свидетельствует о том, что мужчины и женщины вырастают в дифференцированных по половому признаку психологических контекстах, что не способствует их полноценному личностному развитию (недостаточность самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин – в семейной) [11].

В настоящее время проблемы, связанные с половой социализацией, являются актуальными. Помимо работ, которые всесторонне раскрывают проблемы половой социализации [10, 12], существуют исследования, посвященные более узким проблемам. Так, изучена проблема усвоения и воспроизводства половых ролей [1, 3, 8], есть работы, посвященные половой социализации в системе образования [7, 15, 16, 17], многие авторы обращаются к изучению вопроса СМИ как института половой социализации [2, 4, 6, 9,14].

Цель исследования – изучить особенности половой социализации.

Объект исследования – половая социализация.

Предмет исследования – особенности половой социализации в разные периоды

Гипотеза: предполагается, что позитивное развитие половой идентичности наблюдается у девочек, в то время, как у мальчиков это занимает гораздо больше времени

Задачи:

1. Дать характеристику феномену половой социализации в психологической литературе.

2. Проанализировать динамику половой социализации.

3. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей половой социализации.

Методы исследования: анализ психолого-педагогических источников; сравнение; обобщение; тестирование; количественный и качественный анализ результатов; методы математической статистики.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении обоснована актуальность, определены объект, предмет и методы, сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе на основе анализа теоретических источников раскрыто содержание феномена половой социализации. Вторая глава содержит результаты собственного эмпирического исследования. В заключении представлены выводы по проделанной работе.

1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопросы психологии. – 2003. – № 5. – С. 103-120.

2. Ажгихина Н. И. «Железная леди» или Баба Яга? «Женская тема» в современной российской прессе // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». – М.: МЦГИ, 1997. – С. 43-46.

3. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. – 1991. – № 4. – С. 74-82.

4. Альчук А. Метаморфозы образа женщины в русской рекламе // Гендерные исследования. – Харьков: ХЦГИ. – 1998. – № 1. – С. 255-261.

5. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.

6. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. Пер. с англ. / С. Бем – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 336 с.

7. Гендерная психология / под ред. И. С. Клециной. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.

8. Гусева Ю. Е. Раздельное по полу обучение: усиление половой дифференциации или создание «нового типа» людей // Лидерство. Гендерные перспективы. Труды Первой международной конференции. СанкттПетербург, 27–28 октября 2003 г. / Под ред. Л. А. Герасимовой. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2004. – С. 119-121.

9. Гусева Ю. Е. Формирование гендерных представлений и полоролевого поведения у дошкольников в семье и детском саду // Гендерные проблемы в современном обществознании. Материалы первой межвузовской студенческой конференции. – СПб.: СЗАГС, НИЯК, 2001. – С. 141-146.

10. Здравомыслова Е., Герасимова Е., Троян Н. Гендерные стереотипы в дошкольной детской литературе: русские сказки // Преображение. – 1998. – № 6. – С. 8-19.

11. Клецина И. С. Гендерная психология // Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / Отв. ред. С. Л. Кравец. Т. 6. – М.: БРЭ, 2006. – С. 533-534.

12. Ключко О. И. Мужчина и женщина: проблемы современной социализации. – Саранск: МГПИ, 2012. – 97 с.

13. Кон И.С. Сексология: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. – 384 с.

14. Летягина С.К. О проблеме формирования половой идентичности современном обществе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2012. – Т. 1. – № 1. – С. 38-41.

15. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. – М.: Наука, 1988. – 378 с.

16. Радина Н. К., Терешенкова Е. Ю. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков // Вопросы психологии. – 2006. – № 5. – С. 49-59.

17. Флотская Н.Ю. Развитие половой идентичности детей и подростков в условиях современного российского общества // Экология человека. – 2014. – №1. – С. 37-40.

18. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 551 с.

19. Kohlberg L. The philosophy of moral development: Moral studes and the idea of justice. – San-Francisco, 1969. – P.347-480.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское