ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОЛОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1. Развитие понятия «половая социализация» в психологической науке
1.2. Особенности половой социализации в онтогенезе
1.3. Факторы, влияющие на половую социализацию
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
2.1. Методы и организация исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Социализация – процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения, процесс вхождения в социальную среду.
Половая социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Основные усилия исследователей сфокусированы на анализе процесса формирования половой идентичности личности, т. е. на выяснении того, каким образом мальчики и девочки превращаются во взрослых людей, демонстрирующих типичное для своего пола поведение. Для объяснения процесса формирования половой идентичности личности и усвоения половой роли используются как хорошо известные психологические теории (психоаналитическая, теория социального научения, теория когнитивного развития), так и специализированные гендерно-ориентированные теории: теория социального конструирования гендера (Дж. Лорбер, С. Фаррелл, К. Уэст, Д. Зиммерман) и теория гендерной схемы (С. Бем).
Анализ влияния разных институтов социализации (семьи, школы, общества, сверстников, СМИ) на процесс формирования половой идентичности личности (S. Golombok, R. Fivush) свидетельствует о том, что мужчины и женщины вырастают в дифференцированных по половому признаку психологических контекстах, что не способствует их полноценному личностному развитию (недостаточность самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин – в семейной) [11].
В настоящее время проблемы, связанные с половой социализацией, являются актуальными. Помимо работ, которые всесторонне раскрывают проблемы половой социализации [10, 12], существуют исследования, посвященные более узким проблемам. Так, изучена проблема усвоения и воспроизводства половых ролей [1, 3, 8], есть работы, посвященные половой социализации в системе образования [7, 15, 16, 17], многие авторы обращаются к изучению вопроса СМИ как института половой социализации [2, 4, 6, 9,14].
Цель исследования – изучить особенности половой социализации.
Объект исследования – половая социализация.
Предмет исследования – особенности половой социализации в разные периоды
Гипотеза: предполагается, что позитивное развитие половой идентичности наблюдается у девочек, в то время, как у мальчиков это занимает гораздо больше времени
Задачи:
1. Дать характеристику феномену половой социализации в психологической литературе.
2. Проанализировать динамику половой социализации.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей половой социализации.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических источников; сравнение; обобщение; тестирование; количественный и качественный анализ результатов; методы математической статистики.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении обоснована актуальность, определены объект, предмет и методы, сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе на основе анализа теоретических источников раскрыто содержание феномена половой социализации. Вторая глава содержит результаты собственного эмпирического исследования. В заключении представлены выводы по проделанной работе.
1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопросы психологии. – 2003. – № 5. – С. 103-120.
2. Ажгихина Н. И. «Железная леди» или Баба Яга? «Женская тема» в современной российской прессе // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». – М.: МЦГИ, 1997. – С. 43-46.
3. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. – 1991. – № 4. – С. 74-82.
4. Альчук А. Метаморфозы образа женщины в русской рекламе // Гендерные исследования. – Харьков: ХЦГИ. – 1998. – № 1. – С. 255-261.
5. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.
6. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. Пер. с англ. / С. Бем – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 336 с.
7. Гендерная психология / под ред. И. С. Клециной. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
8. Гусева Ю. Е. Раздельное по полу обучение: усиление половой дифференциации или создание «нового типа» людей // Лидерство. Гендерные перспективы. Труды Первой международной конференции. СанкттПетербург, 27–28 октября 2003 г. / Под ред. Л. А. Герасимовой. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2004. – С. 119-121.
9. Гусева Ю. Е. Формирование гендерных представлений и полоролевого поведения у дошкольников в семье и детском саду // Гендерные проблемы в современном обществознании. Материалы первой межвузовской студенческой конференции. – СПб.: СЗАГС, НИЯК, 2001. – С. 141-146.
10. Здравомыслова Е., Герасимова Е., Троян Н. Гендерные стереотипы в дошкольной детской литературе: русские сказки // Преображение. – 1998. – № 6. – С. 8-19.
11. Клецина И. С. Гендерная психология // Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / Отв. ред. С. Л. Кравец. Т. 6. – М.: БРЭ, 2006. – С. 533-534.
12. Ключко О. И. Мужчина и женщина: проблемы современной социализации. – Саранск: МГПИ, 2012. – 97 с.
13. Кон И.С. Сексология: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. – 384 с.
14. Летягина С.К. О проблеме формирования половой идентичности современном обществе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2012. – Т. 1. – № 1. – С. 38-41.
15. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. – М.: Наука, 1988. – 378 с.
16. Радина Н. К., Терешенкова Е. Ю. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков // Вопросы психологии. – 2006. – № 5. – С. 49-59.
17. Флотская Н.Ю. Развитие половой идентичности детей и подростков в условиях современного российского общества // Экология человека. – 2014. – №1. – С. 37-40.
18. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 551 с.
19. Kohlberg L. The philosophy of moral development: Moral studes and the idea of justice. – San-Francisco, 1969. – P.347-480.