Цель исследования: определить, обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия интегрированного учебного процесса дистанционной образовательной среды студентов и преподавателей.
Предметом исследования являются организационно-педагогические условия использования информационных технологий для повышения эффективности обучения студентов.
Объектом исследования выбран учебный процесс с дистанционной формой обучения студентов колледжа.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что дистанционная форма обучения студентов может быть построена с учетом следующих организационно-педагогических условий:
- уточнение содержания понятия «содержательно-технологическая основа организации учебного процесса при дистанционном обучении в медицинском колледжа»;
- обоснования модели процесса дистанционной образовательной среды на основе использования интернет-технологий;
- апробирования комплекса следующих организационно-педагогических условий:
а) упорядоченность и согласованность содержания дистанционной образовательной среды;
б) дифференциация обучения с распределением материала по степени сложности и направленности;
в) создание образовательной траектории освоения учебной дисциплины для каждого обучаемого в медицинском колледже;
г) интеграция ряда учебных предметов, способствующих поддержанию и формированию мотивации студентов к усвоению учебных программ.
Методы исследования. эмпирические методы: анкетирование, тестирование; метод эксперимента, метод педагогического исследования; контроль за результатами эксперимента осуществлялся на основе диагностической программы, включающей следующие методики:
1 - «Тест Р. Амтхауэра - тест структуры интеллекта».
2 - «Методика для определения учебной мотивации» (автор М.В. Матюхина в модификации Н.Ц. Бадмаевой).
3 - «Личностный опросник Кеттелла».
4 - «Методика оценки психологической активации, эмоционального тонуса, интереса, напряжения и комфортности» Н.А. Курганского и Т.А. Немчиной.
5 - Методика Карпова А.В. «Диагностика рефлексии».
6 - Метод экспертных оценок.
- математические методы анализа и обобщения эмпирических данных: статистические, качественная и количественная анализ результатов, графическое отображение данных.
- Программа организации опытно-экспериментального исследования
В современных условиях система образования столкнулась с необходимостью неоднократно чередовать очное обучение с дистанционным, что определенным образом сказывается на качестве обучения. Поэтому целью опытно-экспериментального исследования является проверка эффективности чередования обучения и в сравнении - при переходе к полному обучению студентов в онлайн-формате (в дистанционной образовательной среде).
Необходимость применения опытно-экспериментального исследования в качестве самостоятельного метода педагогического изучения тех или иных явлений и процессов обусловлена совокупностью общенаучных принципов, таких, как единства логики, диалектики и гносеологии, системности, относительности, принцип эффективности, принцип объективности и др., которые будут положены в основу для решения поставленных в данном исследовании задач.
Помимо необходимости соблюдения названных принципов, к организации процесса обучения студентов в дистанционной образовательной среде в условиях опытно-экспериментального исследования диссертантом предъявлялся ряд требований:
- определение поля исследования (экспериментальной площадки);
- определение генеральной совокупности выборки;
- логическая последовательность этапов эксперимента;
- определение случайной выборки экспериментальных и контрольных групп;
- определение критериев измерения изменений;
- показатели описания критериев;
- уровни определения изменений;
- использование диагностической программы.
Педагогический аспект исследования процесса обучения студентами в дистанционной образовательной среде состоит в достижении ими после применения диагностической программы более высоких показателей на когнитивном, личностном и рефлексивном уровнях - по отношению к ранее зафиксированным показателям при чередовании очного обучения с дистанционным.
Далее производилась оценка эффективности организационно-педагогических условий, реализованных в процессе обучения студентов в дистанционной образовательной среде в сравнении с переменной формой очного обучения с дистанционным.