Актуальность исследования обусловлена следующим. Молодежь, как активный и перспективный сегмент общества, является ключевым ресурсом для развития России. В условиях перехода к инновационной экономике приоритетом становится поддержка молодежного предпринимательства. Особенности социального положения молодежи, включая мобильность, готовность к изменениям и склонность к риску, создают благоприятные условия для развития предпринимательства в этой среде. Молодежное предпринимательство играет важную роль в решении социально-экономических проблем, таких как: социальная защита молодежи, трудоустройство, профессиональное самоопределение.
Отсутствие практического опыта и ограниченный социальный капитал молодого поколения при входе в рынок создают трудности. Развитие предпринимательской активности позволяет решить проблему занятости молодежи, простимулировать развитие сектора услуг и повысить благосостояние молодого поколения.
Государство и образовательные учреждения активно поддерживают молодежное предпринимательство: Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) реализует программы для развития молодежи, в том числе поддержку предпринимательства. В вузах создаются бизнес-инкубаторы и коворкинги, обеспечивающие инфраструктуру и экспертную помощь молодым предпринимателям.
Несмотря на поддержку, молодежное предпринимательство сталкивается с рядом проблем: высокие налоги, слабая государственная поддержка. Эти факторы снижают темпы развития молодежного предпринимательства.
Междисциплинарный характер проблемы предполагает привлечение знаний из социологии предпринимательства, финансово-банковской деятельности, экономической и трудовой социологии, а также социологии молодежи.
В исследовании будут использованы классические работы в области экономической социологии, включая концепции индустриальной и постиндустриальной социологии, а также работы по мотивации и ценностям предпринимателей. Анализ научной литературы позволил определить теоретические основы молодежного предпринимательства и выделить ключевые работы в этой области.
Объект исследования: предпринимательская деятельность в молодежной среде.
Предмет исследования: особенности развития молодежного предпринимательства в современной России.
Цель исследования: выявление особенностей развития молодежного предпринимательства в России на основе социологического исследования.
Задачи исследования:
- Анализ сущности молодежного предпринимательства как социального явления.
- Идентификация социологических подходов к изучению молодежного предпринимательства.
- Определение методологических принципов исследования развития молодежного предпринимательства в России.
- Анализ вовлеченности молодежи в предпринимательскую деятельность.
- Выявление особенностей и проблем молодежного предпринимательства в России на основе опроса экспертов.
- Очерчивание социального портрета молодого предпринимателя в социальных сетях.
Официальные документы
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (по состоянию на 1 апр. 2020 г.) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (по состоянию на 24 апр. 2020 г.) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (по состоянию на 30 марта 2018 г.) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/
- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/46134.html/
- Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» И [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf
- Научные монографии, брошюры
- Герцберг, Ф. Мотивация к работе / Ф.Герцберг. - М.: Вершина. - 2007. – 240 с. – ISBN 3-896784-031-7.
- Лапуста, М.Г. Предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 384 с. – ISBN 5-85864-069-9.
- Мамедова, Н.А. Малый бизнес в рыночной среде: учебное пособие / Н.А. Мамедова, Е.А. Девяткин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2022. - 152 с. – ISBN 5-8291-0242-0.
- Предпринимательство и бизнес: финансово-экономические, управленческие и правовые аспекты устойчивого развития: монография / под общ. ред. М.А. Эскиндарова. - М.: Дашков и К, 2022. - 710 с. – ISBN 6-1986-2004-1.
- Статьи
- Борубаева, Г.Н. Роль, специфика и современные проблемы предпринимательства / Г.Н. Борубаева, А.М. Базиева, А.И. Эрматова И Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2017. - Том 17. №6. - С. 21-25.
- Бурдье, П. Формы капитала / П. Бурдье // Экономическая социология. - 2013. - № 5. – С. 60–75.
- Лучшие зарубежные практики государственной поддержки субъектов малого предпринимательства / А.А. Анненкова, И.Г. Паршутина, Д.Л. Жучкова, А.В. Барышев // Вестник ОРЕЛГИЭТ. - 2018. - №3 (45). - с. 66-72.
- Мальцева, Е.Н. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России / Е.Н. Мальцева // Бизнес и дерево ревю. - 2020. - №4 (4). – С.24-28.
- Ризаева, М.В. Сравнительно-правовой анализ критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего бизнеса / М.В. Ризаева // Пенза: Наука и Просвещение. - 2020. - С. 27-30.
- Электронные документы
- Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (официальный сайт) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/ [Обращение к документу 04.06.2024]
- Импортозамещение в России в 2022 году [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://emigrating.ru/22-04-2022-importozameshhenie-v-rossii-v-2022-godu-poslednie-novosti/ [Обращение к документу 04.06.2024]
- Поддержка отечественного производителя. Что такое импортозамещение, как оно проходит в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sovcombank.ru/blog/umnii-potrebitel/podderzhali-otechestvennogo-proizvoditelya-chto-takoe-importozameschenie-kak-ono-prohodit-v-rossii [Обращение к документу 04.06.2024]
- Санкции против России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://emigrating.ru/21-03-2022-sanktsii-protiv-rossii/ [Обращение к документу 04.06.2024]
- Титов Д. Условия кредитования МСП усложняются, но оно растет за счет крупных банков / Д. Титов // Экономика и жизнь [Электронный ресурс]. -2018.- №04 (9720). - Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/365291/ [Обращение к документу 04.06.2024]
- Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ [Обращение к документу 04.06.2024]
- Федеральный портал малого и среднего предпринимательства (официальный сайт) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smb.gov.ru/ [Обращение к документу 04.06.2024]