Цель практики: выявить, научно обосновать и проверить экспериментально эффективность педагогических условий формирования новых учебных знаний и навыков у младших школьников во внеурочных занятий образовательной робототехникой.
Объект исследования: регулятивные универсальные учебные действия младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования новых учебных знаний и навыков у младших школьников средствами образовательной робототехники во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование новых учебных знаний и навыков у младших школьников средствами образовательной робототехники во внеурочной деятельности будет успешным, если оно будет организовано в единстве урочной и внеурочной деятельности; использовать метод проектов; обучающиеся будут включены в процесс оценивания собственной деятельности, на основе использования приемов формирующего оценивания.
Методы исследования: анализ, систематизация, обобщение данных нормативной, психолого-педагогической и учебно-методической литературы; педагогический эксперимент; методы математической обработки и интерпретации данных.
База исследования: МАОУ №____ 2 группы обучающихся в количестве 26 человек.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе, констатирующем, осуществлялся теоретический анализ нормативной документации, психолого-педагогических и учебно-методических литературных источников по проблеме исследования (январь 2022 - август 2022). Осуществлялся и анализ практического состояния проблемы, определялись теоретические и методологические основы исследования. Был определен методологический аппарат: объект и предмет исследования, цель и задачи, методы исследования, выдвинута гипотеза. На данном этапе составлен план опытно-экспериментальной работы, организовано проведение констатирующего этапа с целью определения направлений исследования, разработки методики опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе, формирующем, шел поиск подходов и их реализация к исследуемой проблеме (сентябрь 2022 –май 2023). Был организован и проведен формирующий эксперимент в естественных условиях общеобразовательной школы по формированию регулятивных универсальных учебных действия средствами образовательной робототехники.
На третьем этапе, контрольно-обобщающем, обрабатывались и систематизировались полученные результаты, оформлялись выводы и заключение (апрель 2023 – июнь 2023).
-
Описание методики диагностического исследования и анализ результатов выявленных уровней сформированности новых учебных знаний и навыков у младших школьников на констатирующем этапе
Экспериментальное исследование проводилось в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Лицей №22 города Белово. Кемеровской области – Кузбасса (адрес: 652642. Кемеровская область – Кузбасс, г. Белово, пгт Бачатский, ул. Шевцовой, 49).
В нём приняли участие две группы обучающихся 1 классов в количестве 26 человек, один учитель начальных классов (руководитель курса внеурочной деятельности.
Этапы опытно-экспериментальной работы:
Первый этап - констатирующий: проведение первичной диагностики с целью выявить первичный уровень развитости новых учебных знаний и навыков у младших школьников.
Второй этап - формирующий: на основе результатов диагностики составление плана экспериментальной работы по созданию педагогических условий, заявленных в гипотезе исследования; реализация педагогических условий по развитию новых учебных знаний и навыков у младших школьников посредством проведения внеурочных занятий по образовательной робототехнике.
Третий этап - контрольный: проведение вторичной диагностики, с целью выявления полученного уровня развитости новых учебных знаний и навыков обучающихся 1 «А» класса; доказательство или опровержение гипотезы исследования.
Развитие регулятивных УУД связано с формированием произвольности поведения, которая выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий. В связи с этим можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных УУД:
- умение осуществлять действие по образцу или заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение контролировать своею деятельность по результату, видеть ошибку и исправлять ее.