- Модели управления экономикой Субъекта Федерации
- Анализ процессов импортозамещения в Субъекте Федерации
- Оценка целесообразности использования модели развития Субъекта Федерации на основе технологии блокчейна в эпоху импортозамещения
Выводы
Список использованной литературы
1. Модели управления экономикой Субъекта Федерации
Экономика представляет собой сложную, многоуровневую систему взаимосвязанных процессов, в которой каждый субъект хозяйствования, от отдельного индивида до крупных корпораций и государственных органов, выступает как активный участник и одновременно объект воздействия. Деятельность экономических агентов осуществляется в условиях информационной асимметрии, характеризующейся неполнотой и неоднородностью доступных данных о состоянии рынка, ценах, технологиях и прочих значимых факторах. Субъекты формируют свои ожидания относительно будущих экономических событий на основе ограниченного набора информации, что неизбежно приводит к принятию решений в условиях неопределенности. При этом значительная часть экономических процессов носит скрытый характер, оказывая опосредованное влияние на поведение экономических агентов и не поддаваясь прямому наблюдению, мониторингу и анализу.
Как считает В.С. Игнатьев[1], на основе синтеза эмпирических данных о видимых проявлениях экономических процессов и абстрактных представлений о внутренних механизмах экономической системы агент конструирует свою субъективную модель экономической реальности. Данная модель выступает в качестве когнитивной основы для принятия экономических решений, включая выбор поведения, осуществление трансакций, формирование планов и проведение оценок. Идиосинкразический характер мировоззрения каждого агента обусловлен уникальным набором социально-экономического опыта, психологических характеристик, системы ценностей и индивидуальных особенностей восприятия экономических феноменов.
А.Ю. Никитаева[2] указывает, что современная ортодоксальная экономическая теория представлена тремя основными парадигмами, каждая из которых предлагает свою интерпретацию движущих сил экономического развития. Неоклассическая парадигма фокусируется на рациональном поведении экономических агентов, стремящихся максимизировать свою полезность. Институциональная парадигма подчеркивает определяющую роль формальных и неформальных институтов в формировании экономических процессов. Эволюционная парадигма рассматривает экономику как динамическую систему, в которой адаптация экономических агентов к изменяющейся среде осуществляется на основе относительно стабильных поведенческих механизмов, обусловленных биологическими факторами.
Системная парадигма в современной экономической науке все активнее занимает свое место в исследовательском поле, предлагая комплексный подход к анализу экономических явлений. В рамках данной парадигмы экономические объекты (товары, услуги, производственные мощности), процессы (производство, обмен, потребление), среды (институциональные, технологические) и проекты (инновации) рассматриваются как взаимосвязанные элементы единой системы.
С точки зрения Н.Э. Банновой[3], ключевой особенностью системной парадигмы является представление об экономике как о динамичной и эволюционирующей структуре, где отдельные компоненты находятся в постоянном взаимодействии, трансформируются и реорганизуются. Такой подход позволяет преодолеть ограниченность традиционных парадигм (неоклассической, институциональной, эволюционной), интегрируя их основные положения.
Экономическая система в рамках данной парадигмы понимается как относительно устойчивая во времени и пространстве совокупность элементов, обладающая свойствами целостности и разнообразия. Динамика системы определяется взаимодействием ее компонентов и внешними воздействиями.
Стратегическое управление, эволюционировавшее из традиционных управленческих подходов, таких как файолевская модель, фокусируется на долгосрочном перспективном планировании и принятии решений, обладающих значительным и часто необратимым воздействием на организацию. В отличие от общего управления, стратегическое управление предполагает более высокий уровень абстракции и системности. Его ключевые компоненты включают в себя: формирование и реализацию стратегических планов, создание соответствующей организационной структуры, разработку механизмов координации и контроля. Особую роль играет стратегический контроль, направленный на оценку эффективности стратегических решений и их соответствия поставленным целям[4].
Таким образом, стратегическое управление представляет собой динамический процесс, требующий постоянной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды и внутренних факторов организации.
В.Ю. Семелькин[5] считает, что стратегическое планирование выступает фундаментальной составляющей системы управления, интегрируя в себя иерархию планирования: от тактического и операционного до календарного. Формирование этой системы невозможно без всеобщего принятия системного мировоззрения среди экономических субъектов. Такое мировоззрение, синтезирующее общеэкономические принципы и системный подход, позволяет рассматривать экономику как сложную систему, взаимосвязанную с обществом. В рамках данного мировоззрения, стратегический подход, учитывающий многообразие факторов во времени и пространстве, становится практически тождественным системному. Экономика при этом представляется как совокупность взаимосвязанных экономических систем, отличающихся масштабом, структурой и функциями, и существующих в многомерном пространственно-временном континууме.