Введение
Глава 1. Теоретические основы процесса коммуникации современной молодежи в социальных сетях
1.1 Понятие и виды социальных сетей
1.2 Особенности коммуникации современной молодежи
Глава 2. Коммуникационное поведение в социальных сетях.
2.1 Социальный портрет российского пользователя Интернета и пользователя сети ВКонтакт.
2.3 Особенности формирования социального капитала как ресурса коммуникативных возможностей соц.сети
Заключение
Список литературы
Коммуникация является очень важным и неотъемлемым моментом общественных отношений. В понятии коммуникации речь идет в первую очередь об обмене между субъектами коммуникации, информацией различного рода. Следовательно, информация не может быть использована без коммуникаций. Еще у истоков социальности, образовании общности, связь и взаимодействие, как коммуникация, играла очень важную роль.
Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему коммуникации чрезвычайно актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. С помощью коммуникации человек получает всевозможную информацию, обменивается различными данными и благодаря этому коммуникационные процессы не стоят на месте. В современном обществе все более популярными становятся социальные сети.
Социальные сети возникли относительно недавно, но тем не менее прочно утвердились в жизни каждого современного человека. Каждый день миллионы людей пользуются интернетом, общаются в социальных сетях, обмениваются информацией, договариваются о встречах, читают новости и прочее. Практика взаимодействия в социальных сетях проникает всю глубже в повседневную жизнь многих пользователей Интернета.
Социальные сети- это инструмент, который дает возможность общаться и строить отношения между людьми в Интернете. В современном мире молодежь стала удовлетворять свою потребность в общении, используя социальные сети. Они начали пренебрегать уличными прогулками, совместными поездками в места развлечений и посещениями друзей, заменяя все это виртуальной «жизнью» внутри социальных сетей.[21 С 101-107] Несмотря на то, что Интернет как всемирная сеть, несомненно, полезен во многих аспектах и облегчает деятельность современного человека, в то же время, гетерогенная информация и контент, содержащийся в Интернете, могут иметь пагубные последствия и влияние. Руководствуясь данной информацией можно выделить следующие проблемы:
Активные пользователи интернета предпочитают виртуальное общение реальному;
Социальные сети снижают навыки общения пользователя в реальном мире;
Появляется виртуальная зависимость пользователя от Интернета и социальных сетей.
Проблемная область исследования: В настоящее время появились новые способы коммуникации, в частности, социальные сети. Необходимо выявить их значение в жизни современной молодежи.
Степень научной разработанности проблемы:
Коммуникация является объектом исследования многих ученых, среди них Коноваленко М.Ю., Почепцов Г.Г., Бивин Дж., Яковлев И.П., Адрианов М.С. и др. Социальные сети в рамках процесса коммуникации исследовали в своих работах Алмаева В.В., Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Т., Кононов Н.В. и др. Каждый из них представил в трудах свое определение коммуникаций. Хотелось бы выделить определение «коммуникации», данное М. Ю. Коноваленко: «коммуникация - социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств».[25 С 75-85].
Исследование процесса в целом коммуникации берет свое начало с 20-х годов ХХ века, в связи с развитием технических средств передачи информации, особенно радио, а также позднее с развитием техники в целом, в частности, телевидения, компьютеров, а кроме того - с популяризацией большого бизнеса и процессами глобализации [10 С 43].
Теоретический объект исследования: молодежная коммуникативная среда.
Предмет исследования: социальные сети Интернет и Вконтакте в коммуникационных процессах современной молодёжи.
Целью курсовой является: необходимо выявить значимость социальных сетей в жизни молодежи, а также, какое общение для молодежи является предпочтительным.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
Выявить интенсивность использования и значимость социальных сетей в жизни молодежи;
Определить влияние современных социальных сетей на молодежь;
Изучить причины использования социальных сетей;
Выявить, какому виду коммуникаций дает предпочтение современная молодежь.
Гипотезы исследования:
Большинство молодых людей ежедневно посещают социальные сети и проводят в сети более 5 часов;
Современная молодежь считает себя зависимыми от социальных сетей;
Молодые люди, используют социальные сети, в первую очередь, для общения с друзьями;
Современная молодежь ставит в приоритет общение в реальной жизни, чем виртуальное.
Эмпирический объект: студенческая молодежь.
Методы исследования: В качестве метода сбора первичной социологической информации был выбран метод анкетирования (интернетопроса), так как этот метод позволяет быстро и анонимно опросить респондентов за короткий срок и получить качественную информацию.
Анкетирование - метод получения информации посредством письменных ответов, на систему заранее подготовленных и стандартизированных вопросов с точно указанным способом ответов.
Для проведения анкетирования не обязателен личный контакт исследователя с респондентом, так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц.
Преимущество анкетирования перед вышеперечисленными методами опроса в том, что этот метод очень удобен для быстрого выяснения мнений большой группы опрашиваемых. Метод может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и т.д. Кроме того, результаты анкетирования удобно подвергать анализу методами математической статистики.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что собранный эмпирический и теоретический материал в дальнейшем может быть использован в последующих исследующих исследованиях на данную тематику.
Теоретическая часть дипломной работы может быть использована в преподавании курсов «Социология социальных сетей», «Социология массовой коммуникации»
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Евгеньева Т.В. Установки и стереотипы массового сознания, Изд-во: Элитариум, 2015 г.-124с.
Ершов В.В. Современное общество и коммуникативная семантика. - Томск, 2013 г.-230с.
Кашкин В.Б., Основы теории коммуникации, Изд-во: М.: АСТ, 2017.130с.
Конецкая В.П. Теория коммуникации. – М.: Прогресс, 2016.-109с.
Кононов Н.В. Код Дурова. Реальная история «Вконтакте» и ее создателей - М.: «Диалектика», 2015. – 254с.
Коренной А.А. Информация и коммуникация, Киев, Знание, 2004.132с.
Коренной А.А. Массовая информация и общественное мнение молодежи. Киев. 2014.-145с.
Мельникова М. С., Яковлев И. П. Понятие «социальная сеть» в социологических теориях и интернет-практиках // Вестник СПбГУ.
Сер. 9. 2014. Вып. 1. 2016.-156с.
Михайлов В.А., Михайлов С.В. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества // Сб. «Актуальные проблемы теории коммуникации». - СПб.: Изд. СПбГПУ, 2014. – 368 с.
Назаров М.М. Эффективность средств массовой коммуникации, Издво: М.: Знание, 2017.-235с.
Патченко Т. С. Роль средств массовой информации в формировании ценностных ориентаций современной российской молодежи: д. канд. соц. наук. Ставрополь, 2015. – 147с.
Петрович А.,Поговорим о информации, Изд-во: М.: АСТ, 2016.-320с.
Почепцов Г. Г., Коммуникативные технологии двадцатого века, М, 2014.-225с.
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: Центр, 2013.-184с.
Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. - М., 2003.-167с.
Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М.: ФаирПресс, 2014.-246с.
Савруцкая Е.П. Феномен коммуникации в современном мире // Сб.
«Актуальные проблемы теории коммуникации». - СПб.: Изд. СПбГПУ, 2014. – 368с.
Сергеев А.М. Коммуникации в культуре. - Петрозаводск, 2006.-196с.
Силаева В. Л. Интернет как социальный феномен // Социологические исследования. 2008. № 11. -140с.
Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. - М.: ИНФРАМ, 2012. – 396 с.
Социальные сети ждет рост во всем мире [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mediarevolution.ru/audience/behavior/1527.html
[Дата обращения:01.05.2017]
Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества: Сб. науч. тр. /
РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отв. ред. Верченов Л.Н., Ефременко Д.В., Тищенко В.И. - М., 2013. - 360 с.
Терин В.П. Массовая коммуникация и ее исследования: формирование и развитие, МГИМО МИД РФ, Москва, 2000.-345с.
Уилкокс Л. Эффективное взаимодействие со СМИ, Изд-во: ИмиджКонтакт, 2004.-157с.
Чураков А.Н. Анализ социальных сетей // Социологические исследования, № 1, 2014.-44с.
Эйдман И.В. Больше трех не собираться // Компьютерра. - 2015.-435с.