ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ
1.1. Понятие неполных семей и их особенности в современном обществе
1.2. Роль социальной работы в поддержке неполных семей
1.3. Основные цели и задачи социальной работы с неполными семьями
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ
2.1. Социальная работа с материнской семьей
2.2. Социальная работа с отцовской семьей
2.3. Проблемы и перспективы использования технологий в работе с неполными семьями: вызовы и возможности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Технологии социальной работы с неполными семьями имеют огромную актуальность в современном обществе. Неполные семьи, в которых отсутствует один из родителей или оба, сталкиваются с рядом сложностей и вызовов, которые нужно эффективно решать.
В современном мире часто происходят разводы, потеря родителей из-за болезни или смерти, уход одного из родителей за рубеж и другие ситуации, которые могут привести к формированию неполных семей. Дети, оказавшись в таких семьях, испытывают эмоциональные и психологические трудности, которые могут повлиять на их развитие и благополучие.
Именно поэтому разработка и применение современных технологий социальной работы с неполными семьями является крайне важным направлением. Эти технологии помогают специалистам учитывать особенности каждой конкретной ситуации, предоставлять комплексную поддержку всем участникам семьи, создавать условия для решения возникающих проблем и конфликтов.
С использованием современных коммуникационных технологий, онлайн-консультаций, виртуальных групповых занятий и других инструментов социальные работники могут эффективно взаимодействовать с неполными семьями, обеспечивая им необходимую поддержку и помощь на расстоянии. Это особенно актуально в условиях пандемии, когда ограничения связанные с коммуникацией, могут затруднять общение специалистов со семьями.
Таким образом, развитие и применение современных технологий социальной работы с неполными семьями позволяет улучшить качество жизни участников таких семей, способствует их адаптации, развитию и поддержанию здоровых отношений внутри семейного сообщества.
Объект исследования. Объектом исследования в области технологий социальной работы с неполными семьями может быть применение современных коммуникационных технологий и онлайн-инструментов для оказания помощи и поддержки таким семьям.
Предмет исследования. Предметом исследования в области технологий социальной работы с неполными семьями может быть анализ эффективности внедрения цифровых платформ и приложений для координации работы специалистов семейных служб, психологов, педагогов и других профессионалов, оказывающих поддержку неполным семьям.
Цель. Исследование направлено на изучение эффективности применения современных технологий в социальной работе с неполными семьями с целью оптимизации процесса поддержки и помощи этой категории семей и повышения их качества жизни.
Задачи. Задачи исследования:
1. Проанализировать текущие тенденции в использовании технологий в социальной работе с неполными семьями.
2. Изучить особенности восприятия и использования цифровых инструментов и онлайн-ресурсов представителями неполных семей.
3. Оценить эффективность внедрения виртуальных консультаций, онлайн-групповых занятий, мобильных приложений и других технологий для оказания помощи неполным семьям.
4. Исследовать возможности использования цифровых инструментов с целью улучшения координации работы специалистов, занимающихся поддержкой неполных семей.
5. Выявить препятствия и проблемы, с которыми сталкиваются специалисты и неполные семьи при внедрении новых технологий в сфере социальной работы.
6. Разработать рекомендации по оптимизации использования технологий социальной работы с неполными семьями с целью улучшения качества и доступности предоставляемых услуг.
Методология исследования. Методология исследования, посвященного теме "технологии социальной работы с неполными семьями", может включать следующие основные методы и подходы:
1. Анализ литературы и источников: Проведение обзора актуальных исследований, материалов, статей, методических рекомендаций, касающихся использования технологий в социальной работе с неполными семьями.
2. Эмпирические исследования: Проведение качественных и количественных исследований с участием специалистов социальной работы, психологов, представителей неполных семей для выявления опыта использования технологий, оценки их эффективности и потенциала.
3. Кейс-стади метод: Анализ отдельных случаев внедрения технологий в социальную работу с неполными семьями для изучения конкретных примеров, проблем и успешных практик.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
1. Басов Н.Ф. Подготовка кадров социальных работников в высшей школе / Н. Ф. Басов // Ученый совет. – 2013. – №1. – С. 30–36.
2. Грушецкая И.Н. Социальная работа в сфере молодежного досуга / Социальная работа с различными группами населения: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2012. – С. 95–106.
3. Гуслов М.Н. Основные направления деятельности и организации работы социального работника в семье / Организация и содержание работы по социальной защите женщин детей и семей. – М., 2010.
4. Жуков В.И. Теория социальной работы: учебник / В.И. Жуков. – М., 2011. 5. Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: учеб. Пособие – М.: ВЛАДОС, 2012. – 240 с.
6. Основы социальной работы: учебник / ред. П. Д. Павленок. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 560 с.
7. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие/ П. Д. Павленок. - 9-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К', 2010.- 564 с.
8. Платонова Н. М. Инновации в социальной работе: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. М. Платонова, М. Ю. Платонов. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 256 с.
9. Рыбак Е.В. Организация практики специалиста по работе с молодежью в условиях модернизации высшего образования [Текст] / Е.В. Рыбак, Н.В. Цихончик // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 40–41.
10. Сафронова В.М. Социальная защита семьи: учеб. пособие / В.М. Сафонова. – М., 2012.
11. Социальная работа с молодежью. Основные направления и современные формы / С. И. Григорьев и др. – М., 2015.
12. Социальная работа: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. – 3-е изд., – М., 2015.
13. Технологии социальной работы с молодежью: материалы II межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием (Кострома, 20–25 октября 2014 г.) / сост. О. Н.Веричева; науч. ред. Н. Ф. Басов. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. – 326 с.
14. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Технология социальной работы: учебник для бакалавров, - М.:Юрайт, 2012. - 557 с.
15. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учебное пособие / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. - 4-е изд. - М. : Академический Проект : Гаудеамус, 2011. – 512 с.
16. Холостова Е.И., Кононова Л.И. Технология социальной работы. – М.: "Дашков и К", 2013. – 477с.
17. Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие / Е. И. Холостова . - 7-е изд. - М. : Юрайт, 2011. - 905 с.
18. Шерер И.Н. Современное решение проблем молодежи на рынке труда в регионах / И.Н. Шерер // Грани познания. – 2012. – № 1 (15). – С. 65–72.
19. Юзефавичус Т.А. Технологии социальной работы с молодежью. Учебное пособие / Т.А. Юзефавичус. – М., 2012.