ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА ОФИЦИАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. СТАНОВЛЕНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИМВОЛИКИ СУБЪЕКТОВ РФ
3. ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАДРУГАТЕЛЬСТВО НАД ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СИМВОЛАМИ В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Правовые символы – это закрепленные законодательством условные образы (замещающие знаки), используемые для выражения определенного юридического содержания и понятные окружающим людям[1]. А.В. Никитин понимает под правовым символом создаваемый или санкционируемый государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое либо слышимое культурно-ценностное образование, которому субъект правотворчества придает особый политико-правовой смысл, не связанный с сущностью этого образования, охраняемый государством и используемый в особом процедурном порядке[2].
Все это обуславливает актуальность выбранной темы.
От понятия «правовой символ» следует отграничивать понятие «символизм правовой формы». Как пишет доктор юридических наук И.А. Исаев, «под символизмом правовой формы понимаются не внешние символы, которыми на заре становления права сопровождались юридически значимые действия, а нечто более широкое в смысле понятия «философия символических форм» Эрнста Кассирера или марксистской теории права Евгения Пашуканиса, а именно – символизм правовой формы заключается не столько во внешних и материальных знаках, сколько в динамизме и многосмысленности отражения им правовой реальности»[3].
Стоит согласиться с М.Л. Давыдовой, резюмировавшей, что целесообразно употреблять понятие «правовой символ» в нескольких значениях. В узком смысле под ним следует подразумевать символ, установленный или санкционированный действующим законодательством. Такие правовые символы могут также носить название нормативных или законодательных символов. Понятие «правовой символ» в широком смысле охватывает все символы, являющиеся частью правовой культуры данного общества, интегрированные в его правовую систему. К ним относятся как символы, закрепленные законодательно, так и те, которые подобного закрепления не имеют, но воспринимаются людьми в качестве правовых, так как символизируют в общественном правосознании определенные правовые ценности. Помимо этого можно, вероятно, выделить и категорию юридически значимых символов, включающую в себя все символы, так или иначе опосредованные позитивным правом: как охраняемые им, так и запрещенные[4].
Целью настоящей обзорно-аналитической работы является изучение роли правовых символов как средства законодательной техники, элемента правовой системы и части правовой культуры.
Задачи:
- Осветить проблемы законодательного регулирования порядка официального использования государственных символов Российской Федерации.
- Проанализировать особенности становления и правового регулирования символики субъектов РФ.
- Изучить проблему ответственности за надругательство над государственными символами в современном уголовном праве.
Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных процессуалистов, историков, юристов.
1. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА ОФИЦИАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с ч. 1 ст. 70 Конституции Российской Федерации государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. 25 декабря 2000 г., после долгих политических и законодательных дискуссий были приняты три федеральных конституционных закона: «О Государственном флаге Российской Федерации» , «О Государственном гербе Российской Федерации» и «О Государственном гимне Российской Федерации» . Текст Государственного гимна Российской Федерации первоначально был утвержден Указом Президента РФ от 30 декабря 2000 г. № 2110, а 22 марта 2001 г. включен в Федеральный конституционный закон «О Государственном гимне Российской Федерации».
В дальнейшем, в 2002-2013 гг., в Федеральные конституционные законы «О Государственном флаге Российской Федерации» и «О Государственном гербе Российской Федерации» вносились изменения и дополнения, связанные с указанием о постоянном поднятии Государственного флага Российской Федерации на зданиях органов местного самоуправления и установлением (помещением) Государственного флага (герба) Российской Федерации в залах заседаний законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов местного самоуправления, а также соответствии с Корабельным уставом, на зданиях дипломатических представительств и консульских учреждений, а также с помещением Государственного герба Российской Федерации в залах заседаний судов субъектов Российской Федерации, на печатях и в залах торжественных церемоний органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния .
Данные изменения и дополнения в указанные федеральные конституционные законы не устранили всех противоречий действующего законодательства Российской Федерации о государственных символах России, так как законодательное регулирование данного вопроса не сводится только к установлению порядка официального использования государственных флага, герба и гимна Российской Федерации соответствующими федеральными конституционными законами.
Указания об использовании государственных герба и флага Российской Федерации содержатся в ст. 34 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе РФ», ст. ст. 50-51 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в РФ», ст. ст. 113-114 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ», ст. ст. 15-18 Кодекса торгового мореплавания РФ, ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в РФ», ст. ст. 8 и 21 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в РФ», ст. 23 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, ст. 177 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ, п. 33 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, других нормативно-правовых актах.