Введение
1. Особенности и проблемы социализации и ресоциализации личности в условиях трансформаций, происходящих в современном российском обществе
1.1 Факторы, агенты, уровни социализации личности
1.2 Механизмы социализации
2. Основные проблемы социализации в трансформирующемся российском обществе
2.1 Основные проблемы социализации молодежи в трансформирующемся российском обществе
2.2 Проблемы определения критериев оценки социализированности
2.3 Негативное воздействие социального расслоения в современной России
Заключение
Список литературы
В настоящее время большую актуальность приобретают проблемы успешной социализации личности в трансформирующемся социокультурном пространстве. В обществе нарастают социальные противоречия, так как большинство его норм и институтов было направлено на трансляцию алгоритмов поведения в достаточно стабильной и прогнозируемой социальной среде. Сегодня российское общество сталкивается с новыми угрозами и вызовами, предъявляющими высокие требования к интеллектуальным и адаптивным способностям человека, а также к институтам, способствующим социализации личности. Одна из главных угроз – консервация отсталости в российском обществе – во многом обусловлена неэффективными процессами социализации личности. Социализация личности всегда была тесно связана с семьей и системой образования. Большое значение для успешной социализации общества имеют господствующие в обществе механизмы экономических отношений, стабильность и демократичность политической системы, наличие институтов, действительно эффективно способствующих реализации прав и свобод человека и гражданина. Происходящая в современном обществе глобализация социальных отношений диктуют новые актуальные цели социализации человека – на первый план выдвигаются творческие, креативные способности, способности аналитического, системного и дискурсивного мышления, высокие адаптивные способности, высокая стрессоустойчивость, толерантное социальное поведение. Проблемы социализации личности рассматривали многие исследователи в разное время Ж. Пиаже, Н. Смелзер16, З. Фрейд. Фрейд особое внимание уделял вопросу об этапах социализации и влиянии подсознательного на становление личности. Польский социолог Я.Щепаньский изучал факторы влияния на социализацию подростков и считал социализацию процессом обучения индивида социальным ролям19. Теорию юношеского возраста развивал И.С. Кон6. Эволюция теоретических взглядов на проблему социализации приобрела особую интенсивность в XX веке в трудах Т. Парсонса, Ч. Кули, Д. Мида, Д. Дьюи, Ю. Хабермаса и др. В истории советской психологии усвоение ребенком социального опыта, механизм его вхождения в цивилизацию изучался Л.С. Выготским, А.Л. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Р. Лурией. Исходя из изложенного тема данной работы «Проблемы социализации личности современных россиян» является актуальной.
Цель настоящей работы является исследование специфики социализации личности в условиях формирующегося в современной России общества.
Гипотеза – проводящиеся непрерывные изменения в российском обществе оказывают негативное влияние на процессы социализации.
Объектом данного исследования является процесс социализации личности в современном российском обществе.
Предметом исследования выступает – личность россиянина и ее социализация.
Исходя из заявленной цели, задачи данной работы такие:
1. выявление особенностей и проблем социализации и ресоциализации личности в условиях трансформаций, происходящих в современном российском обществе;
2. выявление основных проблем социализации в трансформирующемся российском обществе.
Методологической базой данного исследования являются социологические теории Дж. Мида, теория «двойной структурации» Э. Гидденса.
В работе используются такие методы социологических исследований как системный и системно-деятельностный подходы, структурно-функциональный анализ, статистический анализ, методы наблюдения и сравнения.
1. Особенности и проблемы социализации и ресоциализации личности в условиях трансформаций, происходящих в современном российском обществе
1.1 Факторы, агенты, уровни социализации личности
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
При более широком истолковании (Ильясов Ф.Н.) под социализацией понимается процесс включения индивида в систему общественных отношений.
В этом случае социализация может рассматриваться как совокупность следующих процессов11:
а) интернализации социальных норм;
б) усвоения социальных функций;
в) вхождения в социальную группу (социальной мобильности).
Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.
Как условие социализация свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление социализация представляет собой социальную реакцию человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По социализации судят об уровне социального развития. Как результат социализация является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:
1. Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования. 2002. − № 8. − С. 15-18.
2. Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности//Психология самосознания. − Самара, 2003 − № 5. − С. 52-54
3. Гудовский И. В. Социализация личности в образовательном процессе: маргинальный аспект: монография. − Красноярск, 2005;
4. Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы. // Общественные науки и современность. – 2004. № 5,6. − С. 24-26
5. Зубок Ю. А. Проблема риска в социологии молодежи. − М., 2003;
6. Кон И.С. Психология юношеского возраста. − М., 1979.
7. Левинсон А. Г. Как изменились траектории мужской социализации // Куда пришла Россия. Итоги социетальной трансформации / под общ. ред. Т. Заславской. − М., 2003. − № 6 − С. 24-28;
8. Лисовский В.Т. Социология молодежи. − СПб., 1996.
9. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. – М.: ИС РАН, 2007.
10. Образование в Российской Федерации: 2007: статистический ежегодник. − М., 2007.
11. Осипов Г.Н., Кузнецов В.Н. Социология и государственность. − М., 2006;
12. Петухов В. В. От монетизации льгот к национальным проектам // Социологические исследования. 2006. − №12. − С. 126-128
13. Попов М. Ю. Правовая социализация личности как ресурс становления социального порядка в российском обществе. Монография. − М −.2006.;
14. Рябова М. Социализация личности и текст: методологический и социально-философский аспекты. − Саранск, 2003;
15. Силласте Г. Стратификация Российского общества – вызов времени. // Обозреватель –Observer. 2001. − №12. − С. 134
16. Смелзер Н. Социология.– М., 1994.
17. Социальная структура и стратификация в условиях формирования гражданского общества в России. Кн. 1-2,- М. Ин-т социологии РАН, 1995.
18. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. − М., 2001.
19. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. − М., 1969.