Курсовая работа|Социология

Курсовая Социальная адаптация в социологии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2011 | Страниц: 45

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В РАБОТАХ КЛАССИКОВ РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИОЛОГИИ

1.1 Концепции Э. Тоффлера, У. Томаса, Ф. Знанецкого

1.2 Социальная адаптация в работах русских социологов XIX-XХ вв.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

2.1 Концепции зарубежных ученых

2.2. Социальная адаптация в современной русской социологии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Понятие «социальная адаптация» используется в науке достаточно давно. Сфера его применения не ограничивается какой-либо одной, конкретной отраслью научного знания. Понятия «адаптация» и «адаптационный процесс» используются в биологии и в социальной психологии, в философии и кибернетике, социологии и экологии и т.п. Можно утверждать, что проблема адаптации имеет комплексный характер, это проблема комплексного изучения человека и мира.

В общем смысле социальная адаптация представляет собой состояние человека, а также процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Феномен социальной адаптации личности рассматривается современными исследователями под особым углом: считается, что в современном обществе процессы изменения окружающей человека среды ускоряются, и он должен уметь быстро адаптироваться к новым условиям. Отмечается, например, что «возрастающие темпы и масштабы преобразования окружающей среды… выдвигают на одно из первых мест в мировой науке проблему адаптации человека к изменяющейся среде. Научно-технический прогресс систематически повышает требования к «адаптационым» (соматическим и психическим) ресурсам человека» [26, с. 8].

Проблема социальной адаптации личности в современном российском обществе имеет огромное значение. Сегодня существует противоречие между потребностью общества в становлении гармоничной личности, отвечающей его требованиям и эффективно выполняющей свои функции, и развитием российской государственности. Кроме того, проблема адаптации важна для современного человека и потому, что на разных жизненных этапах ему приходится менять социальное окружение. Школьный класс, дружеская компания, новые коллеги по работе – успешное вхождение в любой коллектив является залогом успеха в последующей социальной жизни. Ученик добивается успехов в учебе, если речь идет о школьном классе, работник – повышенной трудоспособности, если мы говорим об отношениях между коллегами. Дружеская обстановка в классе часто помогает подростку избавиться от ряда комплексов. Эффективная социальная адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что воздействие на адаптацию личности к новой социальной среде с целью оптимизации этого противоречивого процесса, возможно лишь в том случае, если познана его сущность, структура и механизмы, а также специфика его протекания в различных областях социальной жизни.

Исследованием феномена социальной адаптации занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Различные теоретические аспекты проблемы социальной адаптации личности рассматривали Э. Тоффлер, У. Томас, А.Знанецкий, Г. Селье, Ю.А. Александровский, X. Хартман, Л. Филипс, Ж. Пиаже и др.

Достаточно четко ставит теоретические вопросы и проблемы понятия социальной адаптации личности в своих работах Д.А. Андреева. Вопросы классификации социальной адаптации личности хорошо рассмотрены в работах А.А. Налчаджян, в которых представлены ее основные виды и типы.

Теоретическая модель социальной адаптации личности в рамках системно-деятельностного подхода описана в работах М.В. Ромма.

Процесс социальной адаптации личности исследовали также: Ф.З. Меерсон, Л.Д. Столяренко. Вопросы факторов социальной адаптации личности в своих работах рассматривали: Л.В. Корель, Б.Г. Ананьев, И.К. Кряжева. Вопросы критериев эффективности процесса социальной адаптации личности изучали: О.И. Зотова, И.К. Кряжева, Т.А. Немчин, В.А. Лабунская, Ф.Б. Березин.

В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом, социологическом, кибернетическом. Философско-методологические аспекты социальной адаптации групп представлены в работах В.Ю. Верещагина, И.Д. Калайкова, П.И. Царегородцева и других ученых. Социально-психологические аспекты адаптации стали предметом исследования таких психологов, как А.А. Бодалев, Г.А. Балл, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и многих других исследователей. С учетом указанных и многих других направлений в изучении адаптационных процессов существует множество определений, характеризующих различные аспекты данного явления.

Несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования, проблема социальной адаптации личности остается до сих пор актуальной и требует дальнейшего исследования, так как в концепциях исследователей нет единого подхода к пониманию данного явления.

Предметом исследования данной работы является адаптация личности в целом, разновидности адаптации, связь адаптации и социализации. В данной работе адаптация будет рассматриваться исключительно с теоретической стороны.

Целью данной работы является непосредственно определение адаптации с различных точек зрения, установление связи между адаптивными процессами и процессами социализации, рассмотрение различных видов адаптации.

Задачи исследования следующие:

1) проанализировать литературу, касающуюся проблемы социальной адаптации личности;

2) дать определение феномену социальной адаптации личности, описать процесс социальной адаптации личности, его условия и типы;

3) выявить общее и особенное в подходах к изучению социальной адаптации личности, представленных в работах исследователей.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В РАБОТАХ КЛАССИКОВ РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИОЛОГИИ

1.1. Концепции Э. Тоффлера, У. Томаса, Ф. Знанецкого

Американский футуролог и социолог Э. Тоффлер был одним из авторов концепции «Информационной цивилизации». В его основных работах («Шок будущего», «Столкновение с будущим», «Третья волна», «Метаморфозы власти») говорится о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию (сверхиндустриальной) формы социального устройства. При этом Э. Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется человечество на стыке XX и XXI вв. при переходе к сверхиндустриальной формации существования. В частности, имеется в виду то, что люди будут не готовы к изменениям, которые произойдут в их обыденной жизни, они переживут так называемый футурошок – шок будущего (термин, введенный Э. Тоффлером в одноименном труде, который вышел в 1970 году). Футуршок – это «психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса» [8].

Этот шок спровоцирован несоответствием между реальностью и картиной реальности в сознании человека (он не успевает адаптироваться к новым условиям жизни). Подобное несоответствие порождается изменениями, особенно, быстрыми, усиливающимся давлением событий, потоком знаний, науки, техники, различного рода информации.

К концу 20-го века в связи с развитием футурологии и трансгуманизма стало возникать целостное видение будущего, простирающееся настолько далеко вперед, как никогда раньше. Исследователь ярким, образным языком рассказал о том, каким будет это будущее, как социальные последствия научно-технической революции изменят мир, социальную среду, социальные ценности. В частности, им описывается будущее общество как возврат к доиндустриальной цивилизации на новой технологической базе. Экономическим костяком нового мира, по его мнению, станут электроника и ЭВМ, космическое производство и биоиндустрия. Нынешняя «Третья волна», по Тоффлеру, – это «информационное общество». Она вызвана повсеместным рас-пространением компьютеров, турбореактивной авиации, гибких технологий. В информационном обществе складываются новые виды семьи, стили работы, жизни, новые формы политики, экономики и сознания. Мир заполняется нововведениями, для восприятия которых необходимо постоянное развитие познавательных способностей. Символы нового общества – целостность, индивидуальность и человечная технология. Ведущую роль в таком обществе приобретают сфера услуг, наука и образование. Корпорации должны уступить место университетам, а бизнесмены – ученым.

1. Артемов С.Д. Проблемы социальной адаптации молодого рабочего на социалистическом промышленном предприятии: Автореф. дис. канд. филос. наук. – Свердловск, 1970. – 24 с.

2. Беляева Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социс. –2001. – № 6. С. 44–53.

3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 270 с.

4. Богданов А.А. Философия живого опыта. – СПб.: Пролетарий, 1913. – 230 с.

5. Борисова Л. Г., Солодова Г. С. Социология личности. – Новосибирск: Новосиб.гос.ун-т., 1997. – 56 с.

6. Борисова Н.Л. История русской социологии: лекция. – М.: Изд-во МГИК, 1992. – 26 с.

7. Голбит А.С. Социально-экономическая адаптация россиян: факторы успешности-неуспешности // Социс. – 2001. – № 7. С. 51–57.

8. Гуревич П.В. Сущность и содержание социальной адаптации http://soc-work.ru/article/235.

9. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. – Минск: Изд-во БГУ, 1976. – 315 с.

10. Ермоленко Н.А. Социальная адаптация молодых советских рабочих в социалистическом производственном коллективе: Автореф. дис. канд. филос. наук. – Ростов-н/Д., 1975. – 24с.

11. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированно сти личности в новых условиях деятельности и общения: Автореф. канд. дисс. – Л., 1989 – 26 с.

12. Забродин Ю.М. Введение в общую теорию сенсорной чувствительности (Адаптивные особенности сенсорных процессов в задачах исследования порогов чувствительности) // Психофизические исследования / Под ред. Б.Ф. Ломова, Ю.М. Забродина. – М.: Текст, 1977. С.31–125.

13. Константинов В.В. К вопросу о понятии «адаптация» // www.psypress.ru.

14. Калайков И. Цивилизация и адаптация. – М.: Прогресс, 1984. – 40 с.

15. Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. – Л., 1980. – 18 с.

16. Корель Л.В. Архитектоника адаптивных механизмов социальных систем: социологический дискурс // Регион: экономика и социология. – 2007. – № 1. С. 169–185.

17. Корель Л.В. Социология адаптаций: Этюды апологии. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1997. – 160 с.

18. Корель Л.В. Социология адаптаций: этюды апологии. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1997. – 180 с.

19. Корель Л.В., Чистякова Ю.Б., Шабанова М.А., Шарина О.В. Социальная адаптация населения Сибири к рынку // Социологические исследования. –1993. – № 11. С. 22–27.

20. Кравченко А.И. – Общая социология. – М.: Юнити, 2001. 270 с.

21. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. Саратов: Контекст, 2000. – 320 с.

Всего 52 источника литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское