Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы ценностных предпочтений
1.1. Содержание понятия ценности, ценностные ориентиры в обществе
1.2. Классификация ценностей
Глава 2. Ценности современных россиян
2.1. Семья и дети в структуре ценностных установок россиян
2.2. Ценностные и культурные предпочтения россиян в контексте социальной динамики
Заключение
Список литературы
Проблема человека, личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. С древних времен она занимает умы представителей разных наук. Накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, но и сегодня эта проблема остается самой сложной, самой непознанной. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир.
Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Именно это – взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение «общество-личность» - базовое социологическое отношение.
Духовная жизнь человека сложна и многообразна. Она оказывает большое влияние на психическое состояние, поведение и деятельность человека. Но несмотря на это духовный мир человека был мало изучен социологией. Она в основном занималась исследованием социальных процессов, состояний и свойств, обращая прежде всего внимание на структуру, формы и механизмы их проявления. Внутренний же субъективный мир человека оставался часто вне поля зрения социологии.
Актуальность данной работы является несомненной, так как изучая фундаментальное понятие личности, нельзя не упомянуть о ценностях. Направленность личности определяется системой ценностей и основными потребностями. Ценности личности имеют мотивационное значение только в очень широком контексте поведения. Поэтому ценности личности неразрывно связаны с направленностью личности. Такие ценности, как семья, любовь, ориентируют человека на то, чтобы создать и всячески укреплять семью. Такие ценности, как престиж или социальное положение, заставляют повышать постоянно квалификацию. Все больше настораживает тот факт, что «в целом анализ позволяет констатировать снижение в обществе социальной терпимости; уменьшение любви к ближнему; рост числа респондентов, согласных на «неправедность».
Наиболее распространенными исследованиями ценностей в отечественной социологии оказались те, которые были связаны с изучением потребностей, их типологизацией, их изменениями во времени, а также среди различных социальных групп и общностей. Исследования А.Г.Здравомыслова, Н.Н.Михайлова, Л.Н.Жилиной, А.В.Маргулиса, Д.А.Кикнадзе выявили противоречивость и неоднозначность развития потребностей.
Объект исследования данной работы – социальные отношения.
Предмет данной работы – ценности современных россиян.
Цель данной работы – изучить ценностные предпочтения современных россиян.
Задачи данной работы:
1. изучить содержание понятия ценности, ценностные ориентиры в обществе;
2. рассмотреть классификацию ценностей;
3. изучить место семьи и детей в структуре ценностных установок россиян;
4. рассмотреть ценностные и культурные предпочтения россиян в контексте социальной динамики.
Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы ценностных предпочтений
1.1. Содержание понятия ценности, ценностные ориентиры в обществе
Ценности – разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Социальные ценности – значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам общества, групп, личности.
Ценность – есть цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, т.к. она идеал. Это то, что ценится, то, что для человека значимо, что определяет жизненные ориентиры его поведения и признается обществом как таковое. Ценностное содержание явлений побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становятся ценности.
В рамках «структурного функционализма» Парсонса социальный порядок зависит от существования общих разделяемых всеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности осуществляется через интернализацию ценностей в процессе социализации.
Анализируя ценности в контексте общественного сознания и поведения людей, мы можем получить достаточно точное представление о степени развитости индивида, уровне усвоения им всего богатства человеческой истории. Вот почему они могут соотноситься с тем или иным типом цивилизации, в недрах которой возникла данная ценность или к которому она преимущественно относится: традиционные ценности, ориентированные на сохранение и воспроизводство сложившихся целей и норм жизни; современные ценности, возникшие под влиянием изменений в общественной жизни или в главных ее сферах. В данном контексте весьма показательны сравнения ценностей старшего и молодого поколений, что дает возможность понять напряженность и причины конфликтов между ними.
В социологии очень часто используется понятие базовые ценности, которые характеризуют основные ориентации людей как в жизни в целом, так и в основных сферах их деятельности – в труде, в политике, в быту и т.д. Поэтому эти базовые ценности, имеющие предметное содержание, могут быть основой для типологизации как сознания, так и поведения, и давать характеристику интеллектуальному богатству человека. К базовым ценностям, формирующим личность, относятся: здоровый образ жизни, основанный не на господстве над природой, а на единстве, партнерстве, сотрудничестве, гармонии с ней; новое «качество жизни», включающее в себя изменение характера труда и его смысла, иное распределение интересов между трудом и досугом – новую культуру досуга и т.д.; гуманистическая культура общения между людьми, в которой другой человек – не средство достижения утилитарных целей, а цель, самоцель, стимулирующая личный интерес; наконец, наиболее важное – возрастающая потребность в самореализации личности, в творчестве, в развитии способностей, в духовном обогащении и т.п. Эти ценностные ориентиры достаточно заметны и отмечаются учеными как одна из ведущих (хотя и противоречивых) тенденций. Они же отмечают недолгосрочность ценностей одностороннего эгоизма и возрастание значения «социальности» форм общения, духовного родства, человеколюбия. Теоретически эту же альтернативу между «вещными» и человеческими ценностями в пользу последних сформулировал известный американский социальный психолог Э.Фромм: «...цель человека быть многим, а не обладать многим».
1. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социологические исследования. 2004. – № 7. – С. 46-51.
2. Бояк Т.Н.Духовно-нравственные ценности сельской молодежи (на материалах Бурятии и Читинской области) // Социологические исследования, № 4. – 2009. – C. 117-122
3. Бушуев В. Куда мы движемся? // Свободная мысль. XXI. 2005. – № 2. – С. 127.
4. Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян// Социологические исследования. 2007. – № 9. – С. 75-83
5. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 3-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2008. – 512 с.
6. Воронин Г.Л. Диагностика духовной детерминанты социального взаимодействия // Социологические исследования. 2000. № 9. – С. 73-80
7. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А.Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологические исследования. 2007. – № 1. –
С. 96-105.
8. Дилигенский Г.Г. Российский горожанин конца девяностых: генезис постсоветского сознания. М., 2008. – 242 с.
9. Дряхлов Н.И., Давыденко В.А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра // Социологические исследования. 2007. – № 7. – С. 143-149.
10. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2007.– 640 с.
Всего 20 источников литературы